Категория: Спорт

Победитель краевого конкурса новороссиец Николай Николаев: «Хочу увидеть сотни шахматистов: в парках, на рынках, во дворах»

Подведены итоги краевого этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов допобразования «Сердце отдаю детям». Победителем конкурса в номинации «Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности» стал преподаватель по шахматам спортивной школы «Каисса» Николай Николаев.

Несколько лет потратил на поиски себя

– Николай Александрович, вы работаете в натухаевской спортшколе «Каисса» всего пять лет, и вот уже – победитель краевого конкурса. Как всего за «пятилетку» достичь такого результата?

– Да, действительно, в профессии я недолго. Ещё будучи студентом Славянского-на-Кубани педагогического института (моя специальность – учитель математики и информатики), я проникся волшебной нематериальной атмосферой педагогической взаимовыручки. Уже тогда понял, что учителя – люди удивительные, талантливые, обладающие широким кругозором. Несколько лет потратил на поиски себя в разных отраслях, служил в армии, был даже поваром, но в итоге решил вернуться в педагогику и пойти по стопам своего детского тренера по шахматам – основателя «Каиссы» Леонида Лукьяновича Зелёного.

От директора спортшколы Ольги Алексеевны Комерзан я узнал, что в станице нет шахматной секции. Ольга Алексеевна в свою очередь, узнав, что я тренировался 15 лет и был кандидатом в мастера спорта по шахматам, пригласила меня на работу.

Начинал я в «тестовом режиме», с неполной ставки, потому что не знал, насколько у меня получится заниматься с детьми, как они отреагируют на мой подход, ведь я общаюсь по-честному: не нахваливаю, если вижу, что есть потенциал, требую дисцилины. Оказалось, что получается хорошо.

Стало интересно развиваться в стенах родной спортшколы, появились идеи, как и что улучшить, к пятому году – собственные наработки, практики, с которыми я и выступал на конкурсе.

– Расскажите о них подробнее.

– Шахматы – старинная игра, кажется, что всё уже придумано. Предложить что-то новое, продемонстрировать «инновационный» подход а-ля «изучим шахматы за 3 дня и выиграем у гроссмейстера» – невозможно. Но, согласитесь, тонкости мастерства, свои методики работы есть у всех! Такое шахматное закулисье или, вспоминая работу поваром, своя «кухня» есть в каждой секции.

На конкурсе я показывал шахматные эстафеты, которые внедрил в процесс обучения ребят. Это сочетание быстрых передвижений и решения задач. Такие эстафеты – отличный способ разгрузки ребят, возможность подвигаться. За годы работы я накопил определённую базу заданий, составил комплекс эстафетных упражнений. В игровой форме с помощью подвижных игр я могу проверить, насколько хорошо ребята усвоили пройденный материал. Особенностью эстафет является командная работа – что-то новое для шахмат, ведь это, в основном, индивидуальный вид спорта.

Участники сеанса одновременной игры в шахматы в Натухаевской, которую провели создатель школы «Каисса» Леонид Зелёный (в центре) и мастер спорта Галина Зелёная (вторая справа). Организатор сеанса – Николай Николаев (справа).

Ни на секунду не расслабишься!

– Как вы думаете, почему конкурс называется «Сердце отдаю детям»?

– Работа учителем требует постоянной отдачи, сердечных усилий, душевной теплоты. Мы всегда должны поддерживать своих учеников. Да и сам конкурс проходит в атмосфере душевности, теплоты.

– Душевный, теплый… Наверняка, были сложности во время участия?

– Конечно, на каждом этапе были свои трудности. Конкурс состоял из двух туров. Первый был заочным. Мы должны были предоставить видеоматериалы, визитную карточку, программы, по которым работаем, и свое видение профессии. Здесь без помощи коллег я бы не справился. Большую поддержку при подготовке заявки мне оказал весь административно-педагогический состав «Каиссы», семья очень поддержала.

Далее для тех, кто прошёл по баллам, – участие в очном этапе. Помимо наработок, о которых я рассказал ранее, мы показывали своё мастерство в командном задании, отвечали на вопросы коллег, задавали свои. То есть это такой многоуровневый в плане проверки компетенций конкурс. Ни на секунду нельзя было расслабиться! Проверяли всё! И базу – насколько педагог умеет работать с детьми, находить к ним подход. И даже понимание тенденций развития отрасли, как мы относимся к изменениям в образовании, и чего от нас, как педагогов, ждут, когда проводят эти изменения.

Люди в шахматах Новороссийска – все с большим стажем

– Шахматы в городе развиваются семимильными шагами: новороссийский юниор Леонид Ятченко обыграл гроссмейстеров, осенью установили рекорд России. На ваш взгляд, почему так происходит?

– Успех Ятченко, когда 15-летний парень, можно сказать, свергнул с пьедестала гроссмейстера, – фантастический результат! А что касается федерации, то мы все ею очень дорожим, и каждый старается внести свой вклад! Самое главное, что у нас есть, – это традиции, история, профессионализм. Люди, которые работают в Новороссийске в шахматах, имеют стаж 20, 30, 40 лет!

Я счастлив, что, вернувшись в этот вид спорта в качестве педагога, встречаюсь с теми шахматистами, с которыми играл 20 лет назад! Они всё так же горят игрой! Это большая заслуга федерации шахмат города Новороссийска, администрации города, всех тех людей, которые нам помогают! В нашем городе любят шахматы, а мы отвечаем взаимностью – своими высокими результатами. В городе играет три гроссмейстера. А значит, наши турниры имеют высокий статус. Но нельзя выезжать на этих трёх гроссмейстерах. Нужно воспитывать новое поколение! Поэтому большая ответственность за будущее шахмат лежит на нас, тренерах. В этом плане рекорд России показателен – мы видим, что шахматная федерация не собирается останавливаться, а мы, как члены федерации, готовы развиваться на местах – в городе или сельской местности, и дарить новые эмоции детям!

Хороший тренер востребован всегда

– Было ли когда-либо у вас желание бросить педагогическую деятельность? Насколько, на ваш взгляд, тренер по шахматам востребованная профессия?

– Я думаю, что в трудные моменты у каждого может появиться желание опустить руки. Это нормально. У учителей тоже бывают и хорошие дни, и плохие. Есть знакомые, которые оставили своё поприще. Но педагог – замечательная профессия, где ты можешь проявить все свои лучшие качества: доброту, любовь, чувство юмора, стремление к прекрасному, что очень важно в нашем конкурентном мире. Профессия учителя тянет нас к созидательным действиям, ребята поддерживают, их улыбки заряжают. Есть ощущение, что хороший тренер будет востребован всегда!

– А что касается формата обучения: онлайн или офлайн?

– Сейчас одно без другого существовать не может. Лично для меня, прежде всего – офлайн. Не случайно шахматы часто покупают коллекционеры. Они хотят потрогать фигуру, услышать шорох во время хода, понаблюдать за эмоцией соперника. Это же не только развитие интеллектуальных особенностей человека, это ещё и возможность общаться с помощью соревнований. Без занятий вживую шахматы потеряют свою ценность. Нельзя из них исключать живой соревновательный элемент. Онлайн-школы, в свою очередь, дают возможность ребятам из глубинки получить доступ к тренеру высокой квалификации. Такое обучение строится на мастерстве тренера, и чем выше его компетенция, тем выше персонализация.

Услышите громкое «Мат!» – вам туда

– С чего необходимо начинать путь в шахматы?

– Да хоть с игры во дворе или на каком-то спортивном празднике, фестивале, мастер-классе! В городе таких много. Вообще в шахматы очень легко влиться! Если вы где-то увидите шахматную доску, фигуру, услышите гордое и громкое «Мат!» – смело идите в сторону человека, который произнёс это волшебное слово. Через него можно попасть в сообщество. Лучше всего начинать занятия в сентябре, но уже в августе нужно прощупывать почву: искать ближайшее отделение, клуб.

– Какова миссия родителя юного шахматиста?

– Самое главное – найти хорошего тренера, а ещё – поддерживать интерес ребенка к шахматам дома, играть с ним, успокоить в случае неудачи, не давить на него, помнить всегда, что для него любой турнир, любая партия – это открытие! Если у ребёнка что-то не получается, он делает это не специально.

С другой стороны, если родители хотят, чтобы сын или дочь показывали результаты, необходимо добиться регулярности посещения занятий, выполнения заданий, которые даёт тренер. Обязательно нужно ребёнка с самого раннего возраста приучать к распорядку дня, выполнению зарядки, всё это пригодится и в турнирной, и в игровой деятельности, да и в жизни.

Дома очень важно обеспечить ребёнку комфортный климат. Остальное – работа тренера. Если ребенок проигрывает, если он не показывает результат, нужно найти ему достойного противника. Мы не можем сделать из ребёнка супер шахматиста, если у него нет мотивации. С другой стороны, нужно всегда анализировать, почему у него не получилось.

В городе есть федерация шахмат бабушек и дедушек

– Как же создать этот комфортный климат?

– Все ребята – абсолютно разные. Но большинство из них учится играть в шахматы у своих дедушек и бабушек. У меня такое ощущение, что помимо федерации шахмат города Новороссийска у нас есть ещё федерация шахмат дедушек и бабушек, которые делают 20 процентов нашей работы: учат детей наименованиям фигур, тому, как они ходят. Дети любят не столько саму игру, сколько себя в этой игре. Что у них получается, а что нет. Какой их план реализовался, а какой потерпел неудачу. Чтобы создать комфортный климат – нужно заинтересовать ребёнка, а чтобы заинтересовать – нужно стать ему соперником, играть с ним. И очень важно – делать это с хорошим настроением!

– А насколько влияет на успех в шахматах темперамент ребёнка, и вообще, шахматы – это игра для усидчивых детей или можно «усадить» за доску даже гиперактивных?

– Шахматы бывают разными. Есть даже те, где на игру выделяется всего минута. Поэтому гиперактивность не является противопоказанием для игры. Главное, чтобы ребята находили здесь выражение своих эмоций. Важно также знать, что гиперактивный ребёнок не будет сидеть ровно на стуле, он будет всячески проявлять свои эмоции, а шахматы помогут сделать его эмоции более плавными, научат управлять ими. Я уверен, что шахматы – это лекарство. Здесь есть творческая составляющая, способная погрузить спортсмена в волшебный мир, где абсолютно незнакомые до игры соперники магическим образом становятся после игры хорошими товарищами.

– Какие у вас дальнейшие планы профессионального развития?

– У нас рядом город. Поэтому хотим догнать и перегнать их. Ещё очень важно – сформировать шахматный коллектив в станице, увидеть не только десятки, а сотни шахматистов: в парках, на рынках, во дворах. Ну а конкретные задачи, более близкие, – это выполнение разрядов, достижение высоких результатов, выход на чемпионат и первенство края и ЮФО.

Маргарита Нарватова

Недавние материалы

Нежное мясо, томленное с грибами в сливочном соусе под крышечкой из теста

Уже от одного названия этого блюда потекли слюнки? Давайте приготовим!

1 час назад

У Белькиндов была семейная миссия – учить детей и делать школу

18 сентября исполняется 10 лет со дня смерти Тамары Белькинд, супруги известного новороссийского педагога Григория…

2 часа назад

В Новороссийске, где еще дымились догоравшие здания, уже решали, как восстановить город

В день освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков уже обсуждались планы по восстановлению города.

3 часа назад

В этом году уже цвели растения «Субтропического Новороссийска», но бананов еще ждать не скоро

Новороссийские общественники из группы «Субтропический Новороссийск» подвели итоги  первого сезона своего проекта.

4 часа назад

Битва за Новороссийск:  мифы и правда

Мифов, по крайней мере, три. Во всяком случае именно столько их насчитали в редакции журнала…

6 часов назад