Сегодня, 5 июля, отмечается 220 лет со дня рождения выдающегося русского флотоводца Павла Нахимова. Большинство знает его как участника нескольких морских сражений и героя Севастополя, ведь он руководил героической обороной этого города. Но его вклад в развитие новороссийского порта известен отнюдь не всем.
В 40-х годах XIX века Нахимов командовал линейным кораблём «Силистрия», тем самым, на котором в сентябре 1838 года был высажен десант в Цемесскую бухту при основании Новороссийска. Это судно было задействовано в крейсировании Черноморского побережья – плавании от одного пункта к другому. Оно проходило вдоль владений не так давно присоединённых к России, команда корабля участвовала в охране границ империи.
В 1840 году Павлу Нахимову было поручено уложить так называемые мертвые якоря в Цемесской бухте и установить бочки. Там ведь не было сегодняшних причалов. А эти приспособления были необходимы для того, чтобы суда могли стоять, не употребляя собственных якорей. Правда, несколько стоянок были сорваны местными норд-остами. И в адрес Нахимова было высказано высочайшее недовольство. Однако за него вступился командующий Черноморским флотом Михаил Лазарев, один из отцов-основателей Новороссийска. Он отметил, что «никто другой лучше такового работою не распорядился бы». Также Лазарев писал, что «мёртвые якоря в Цемесе… положены будут как следует, хотя бы двадцать раз пришлось вынимать их».
В течение нескольких лет Нахимов стал одним из ведущих, как бы теперь сказали, специалистов по постановке мёртвых якорей и бочек на Чёрном море. Он потом не раз занимался их постановкой и «реконструкцией» в Цемесской бухте.
А в 1840 году Нахимов при постановке якорей выполнил ещё одну важную задачу – составил карту Цемесской бухты. Её подлинник хранится в музее Севастополя.
В сентябре 1840 года корабль «Силистрия» участвовал в уничтожении контрабандного турецкого брига между Новороссийском и Анапой. Нахимов получил за это благодарность императора.
В 1848 году Нахимов руководил подъёмом затопленного в Цемесской бухте во время норд-оста тендера «Струя». Буря бушевала в январе. Тогда погибло 57 человек. В их числе весь экипаж тендера. Поднимали судно в августе.
Историк русского флота А. Соколов назвал поднятие «Струи» одной из искуснейших механических работ на море, которая делает великую честь контр-адмиралу Нахимову.
При подготовке материала использованы данные из открытых источников, публикации «НР», книги А. Герасименко и С. Санеева «Новороссийскъ – от укрепления к губернскому городу».
Вам будет непросто найти золотую середину во всем.
Уже от одного названия этого блюда потекли слюнки? Давайте приготовим!
18 сентября исполняется 10 лет со дня смерти Тамары Белькинд, супруги известного новороссийского педагога Григория…
В день освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков уже обсуждались планы по восстановлению города.
Новороссийские общественники из группы «Субтропический Новороссийск» подвели итоги первого сезона своего проекта.
Мифов, по крайней мере, три. Во всяком случае именно столько их насчитали в редакции журнала…