Категория: Экономика

КТК: по международным стандартам

Похожие выносные причальные устройства эксплуатируются в нефтегаванях в северной Европе, в западной Африке, в Мексиканском и Персидском заливах. Международные эксперты отмечают: в мире мало терминалов, которые могли бы конкурировать с КТК в технической оснащенности и в организации работы

Погрузка из-под воды

В 90-х годах XX века к рассмотрению проектной документации и к экологической экспертизе проекта КТК были привлечены 235 ведущих российских ученых, в том числе 90 академиков и членов-корреспондентов, а также 70 докторов наук. Более авторитетной комиссии в России при проектировании подобных объектов  тогда и представить было нельзя!

С расстояния 5 км от берега в Южной Озереевке три выносных причальных устройства (ВПУ) КТК похожи на небольшие красные буйки. И лишь сотрудники Консорциума знают, какая огромная промышленная мощь скрыта в этих морских объектах. За час работы через каждое ВПУ в нефтеналивные суда отгружается около 12 тыс. тонн черного золота. Это более 200 железнодорожных цистерн. А если одновременно осуществляется налив двух танкеров, то таких вагонов уже 400!

Почему для размещения выносных причалов Консорциума выбрано такое расстояние от берега? Во-первых, оно в пять раз превышает установленные законодательством границы санитарно-защитной зоны, позволяя легким фракциям углеводородов, выделяемых из трюмов танкера при погрузке, рассеиваться, не достигая берега. Во-вторых, применение выносных причальных устройств максимально облегчает навигацию крупнотоннажных судов, что снижает угрозу аварий в акватории Морского терминала.

Нефть к Черному морю поступает из расположенного в горах Резервуарного парка КТК. С высоты 250 м под воздействием силы тяжести, то есть самотеком, по нефтеналивному трубопроводу диаметром 1200 мм она подается на Береговые сооружения. Через станцию редуцирования поток направляется на узлы коммерческого учета  и далее по подводным трубопроводам (диаметром 1000 мм) поступает на танкер через плавучие шланги с выносных причальных устройств – ВПУ.

«Поцелуй танкера»

Вблизи причальные устройства совсем не маленькие – высотой с двухэтажный дом, диаметром  9 м. Каждое ВПУ прикреплено к морскому дну при помощи шести многотонных самозасасывающихся якорей. Танкер швартуется к ВПУ и подключается к трубопроводу. Нефтеналивной рукав и швартовый трос позволяют маневрировать судну в зависимости от состояния моря и погодной обстановки.

Первые два ВПУ, введенные в эксплуатацию в 2001 году, были построены в Нидерландах по специальному проекту для условий и рельефа дна Черного моря и способны выдержать самый сильный шторм из числа тех, что случались здесь за последние 100 лет.

Третье ВПУ введено в строй в рамках Проекта расширения КТК в 2014 году. ВПУ-3 было изготовлено на заводе в Объединенных Арабских Эмиратах компанией Blue Water Energy Services B.V. и доставлено в Новороссийск на грузовой палубе уникального транспортного судна Atlant Frauke.

Конструкция ВПУ-3 имеет значительные усовершенствования по сравнению с первыми двумя устройствами. За счет массы буя (362 т) снижены нагрузки во время его контакта с нефтеналивным судном, на профессиональном сленге называемого «поцелуй танкера».  Устройство оснащено большим шлюпочным причалом и плоской палубой, расположенной ниже уровня поворотной площадки. За счет низкого центра тяжести буй более стабилен, а доступ на него проще и безопаснее. В водонепроницаемом палубном помещении расположено все механическое и электрическое оборудование, что облегчает его техническое обслуживание. На ВПУ-3 смонтированы системы смазки и защиты от гидроудара, приборы контроля работы насосного оборудования.

Сподвижники Жака-Ива Кусто

В КТК считают, что работники Морского терминала в чем-то счастливее других:  они наблюдают результаты своего труда не только по диаграммам на мониторах компьютеров и колеблющимся стрелкам манометров, но и по отходящим от выносных причальных устройств танкерам.

Промышленная безопасность Морского терминала (МТ) обеспечивается как его передовой оснащенностью, так и своевременным техобслуживанием. Персонал проводит дошвартовые и еженедельные проверки оборудования. Каждое лето грузовая система ВПУ промывается с помощью специально зафрахтованного танкера  морской водой. Срок службы подводных и плавучих шлангов составляет от двух до шести лет, потом они подлежат обязательной замене. Операция эта чрезвычайно трудоемкая, ведь каждая секция шлангов весит около 5 тонн.

Все водолазные операции производятся в КТК сразу по двум стандартам – международным, действующим по всему миру, и требованиям Российской водолазной службы. Работа водолазов по обслуживанию 15 км подводных трубопроводов выполняется на глубине до 60 м, где погружения проходят в специальном колоколе, а дыхательная смесь подается с помощью шлангокабеля. Поэтому на дне водолаз может провести не более 30 минут и еще полтора часа, с остановками для декомпрессии, поднимается наверх.

Опытнейшие водолазы, среди которых есть даже участники подводных экспедиций всемирно известного исследователя морей и океанов Жак-Ива Кусто, следят за состоянием оконечных манифольдов, танков плавучести, якорей, их цепей, подводных и плавучих шлангов, очищают их от морской растительности, проверяют целостность компонентов ВПУ, сварных соединений, проводят замеры толщины металла и эффективности работы катодной защиты, производят замену подводных и плавучих шлангов и других компонентов ВПУ.

Работа Морского терминала КТК построена в полном соответствии с требованиями международной организации IMO (International Maritime Organization). Консорциум строго соблюдает требования регламентов IMO, в том числе такого документа, как International Safety Guide for Oil Tankers and Terminals, который регулирует все технологические процессы и меры безопасности во время погрузки нефтеналивных судов.

Функция сюрвейера

Подготовка к безопасной погрузке танкера начинается задолго до его подхода к терминалу. Сначала рассматривается запрос от грузоотправителя на номинацию того или иного судна на окно погрузки. Прежде чем дать ответ, специалисты изучают историю танкера и его технических возможностей на предмет соответствия требованиям международных организаций и нефтяных компаний. К слову, сейчас КТК просит грузоотправителей фрахтовать наиболее современные танкеры, оборудованные скрубберами для уменьшения негативного влияния на атмосферный воздух при погрузке.

После завершения этих формальностей танкер может брать курс на Новороссийск в 670-й район – зону эксплуатационной ответственности Морского терминала. Там его встречают таможенники, пограничники, специалист по швартовке судов, а также сюрвейер, в функции которого входит приемка танкера до погрузки. Он контролирует чистоту стенок танков и качество в них инертных газов, отбирая пробы газоанализатором. Если какие-то нормативы нарушены, у сюрвейера достаточно полномочий остановить погрузку.

Мониторинг и контроль

Недавно представители всемирно известного Менделеевского института из Москвы проводили замеры воздушной среды непосредственно на самом танкере. Проверка показала, что даже на самих судах не было превышения предельно допустимых концентраций в выбросах в атмосферу. Работы проводились 13 марта и выполнялись в течение всей грузовой операции на корме и носу танкера, а также в средней части судна. Было зафиксировано, что выбросы диоксида азота составили 0,2 ПДК, оксида углерода – 0,2, диоксида серы – 0,1, предельных углеводородов С1-С5 – 0,02, предельных углеводородов С6-С10 – 0,7,  сероводорода – 0,1, толуола – 0,7, бензола – 0,6, ксилола – 0,5, этилмеркаптана – 0,01 ПДК.

Что это значит? Да упрощенно говоря то, что санитарно-защитную зону можно устанавливать прямо на танкере. Значения практически безопасны для человека.

С середины прошлого года КТК расширил программу производственного экологического контроля качества атмосферного воздуха как по частоте замеров, так и по контролируемым показателям. Исследования выполняются силами выездной аккредитованной независимой лаборатории на границе санитарно-защитной зоны МТ и в селитебной зоне. При поступлении обращений граждан лаборатория выезжает и в район населенного пункта Южная Озереевка. На данный момент ни одного случая превышения ПДК не зафиксировано – атмосферный воздух в зоне замеров соответствует требованиям гигиенических нормативов.

 Протоколы результатов качества атмосферного воздуха, оформленные аккредитованной лабораторией, регулярно предоставляются в органы государственного надзора и контроля. Кроме того, КТК приобрел собственный портативный газоанализатор для оперативных замеров концентраций загрязняющих веществ, в том числе меркаптанов, которые даже в самых малых дозах дают сильный запах. И ни разу эти замеры не выявили вредных для здоровья человека концентраций. 

В настоящий момент в мире не существует практики по подключению ВПУ к системе рекуперации летучих фракций углеводородов. Разработки в этом направлении ведет известная японская корпорация JFE Engineering. Руководитель этой компании Хироши Окуда ответил на наш запрос по поводу установки таких систем: «Компания провела ряд серьезных исследований и профессиональных изысканий. Проект, который имеется на сегодняшний день, был подготовлен для Ближневосточного региона для транспортировки только определенного сорта нефти и, к сожалению, пока не претворился в жизнь и по-прежнему остается планом.  Насколько мы понимаем, на сегодняшний день в мире не было построено и введено в эксплуатацию на ВПУ объектов по сокращению летучих органических соединений».

Со своей стороны, Каспийский Трубопроводный Консорциум также предпринимает целый комплекс мер технического, технологического и информационного характера. В частности, КТК обсуждает с мировыми производителями модернизацию ВПУ. Также рассматривается возможность установки автоматических датчиков контроля качества атмосферного воздуха на границе предприятия и санитарно-защитной зоны с механизмом публичного и постоянного информирования о результатах замеров. В среднесрочной перспективе в Южной Озереевке появится и электронный «Экомонитор», транслирующий метеорологическую информацию, а также данные о состоянии атмосферного воздуха.

Эксперты отмечают, что деятельность КТК по перевалке нефти на Морском терминале под Новороссийском полностью соответствует ратифицированным Российской Федерацией международным конвенциям МАРПОЛ 73/78 и СОЛАС 74/78. За почти 20 лет эксплуатации крупного производственного объекта не допущено никаких ЧП. Коллектив Консорциума гордится, что ни на сушу, ни на море не пролито ни капли нефти при погрузке судов, а количество обработанных танкеров уже превысило 6,2 тыс. единиц.

Марина Краснокутская

View Comments

  • Вероятнее всего мы граждане Новороссийска тоже приобретем газоанализатор, и будем замерять концентрацию веществ. Купив газоанализатор и им хвастаясь, не означает что у этой организации все отлично. Постоянные жалобы граждан, когда просто окно открыть не возможно, краснеет кожа и появляется удушающий запах с покашливанием, заставит принимать более продуманные меры к и траты на изучение экологической обстановки в Новороссийске. Еще нужно разобраться что это за ПДК нам государство установило.

Недавние материалы

В Новороссийске газовики бьются за клиентов. Иногда пугая их

Жители Новороссийска стали находить в своих почтовых ящиках уведомления от газовиков, которые они посчитали не…

43 минуты назад

Юные художники на всероссийском конкурсе показали Новороссийск во всей красе

На рисунках учеников детской художественной школы им. С. Эрьзя все так узнаваемо. Любимые места новороссийцев…

2 часа назад

В Новороссийске депутаты посоветовали учиться у соседей из Геленджика – вот где набережная содержится образцово

Муниципалитету надо срочно начать ремонт самых неприглядных участков набережной. Курортный сезон – вот он.  Такой…

3 часа назад

Физлицам на майнинг установят лимиты энергопотребления

Депутаты Госдумы внесли изменения в свою законодательную инициативу о легализации майнинга.

3 часа назад

В Новороссийске молодой человек не дождался знакомую из душа и обокрал ее

Местный житель предстанет перед судом за кражу украшений.

4 часа назад

Можно ли сажать на клумбах растения из лесов Новороссийска

В майские праздники жители Новороссийска пойдут в леса и горы. Там сейчас такое великолепие! А…

4 часа назад