— Этим летом я доехал на поезде до Мурманска вместе со своим «железным конём», там высадился и отправился в живописное село Териберку, оттуда – прямиком в тундру, затем — сторону Полярного круга, проехал Апатиты, Мончегорск и Оленегорск. Взял курс на Вологду, где у меня живёт хороший знакомый, затем – Ярославль, Иваново, Суздаль, Тамбов.
На трассе М-4 «Дон» меня застал звонок племянника, который ехал в Новороссийск на машине. Он предложил подвезти меня. Это оказалось очень кстати: начиналась жуткая жара, и я не видел смысла продолжать путешествие в таких условиях.
— Что удивительного уловил взгляд художника?
— Самое интересное для меня – это тундра. Вот где невиданная красота. Ковёр мха, который богат всеми оттенками зелени и соткан самой природой – это зрелище, от которого не откажется ни один художник.
– Медведей-то встречали?
— Мне повезло, что не встречал! Я вооружился свистком и нацепил на велосипед гремящие банки, чтобы меня было далеко слышно. Медведь боится посторонних шумов. А из живности я видел лосиху, которая с наслаждением купалась в водоёме. Глазом удалось её запечатлеть, а вот пока доставал телефон, она убежала.
Видел и лисиц: и живую, и сбитую. Удручает, что на трассе очень много животных погибает. Лиса, кстати, не боится автомобилей и может спокойно сидеть на обочине дороги. Но стоит ей услышать шум велосипедных шин, как она уже улепётывает.
— Какие места вам запали в душу?
— В Териберке я видел кладбище кораблей – печальное зрелище. В советское время здесь был мощный рыбсовхоз, который, как и многие предприятия в девяностые, загнулся да и канул в небытие. Рыболовецкий флот остался частично в водах Баренцева моря, частично – на берегу. В Териберке я одну ночь провёл на берегу, а другую в скалах, в 50 метрах над уровнем моря.
В поездке у меня появилась идея шикарного художественного проекта из 7-8 картин. Я уже и название придумал — «Потерянное…». В путешествии видел немало заброшенных деревень, невесело всё это наблюдать. Скелеты домов и населённых пунктов, в которых когда-то кипела жизнь. И жизнь эта была хорошая, как ни крути.
— Владимир Анатольевич, о чём ещё вам взгрустнулось в этой поездке?
— Буквально немного мы разминулись с одним путешественником, о встрече с ним я мечтал. Сам он из Сочи, инвалид, без ног. Но едет на велосипеде специальной конструкции, в общем, рулит он, считай, руками. Я подписан на него в соцсетях и преклоняюсь перед силой этой личности.
Его велосипед – это коляска с колесом ручного управления. На этом транспортном средстве он не побоялся преодолеть сопки, подъёмы и спуски в Мурманской области. Как такое возможно? Ногами-то управлять непросто… Но, видимо, недаром мужчина называет себя оптимистом всея Руси. Жалею, что не встретился с ним и не пообщался.
— А какие встречи запомнились?
— Мне везёт на хороших, добрых людей. Вот, верите, ни одной негативной встречи не было!
Например, покупал у женщины чернику. Понятно, что мне на велосипеде никак не довезти стаканчик – рассыплются ягоды. «Можно, — спрашиваю у женщины, — постою тут возле вас и поем?» Она согласилась с радостью. За это время, слово за слово, всю свою жизнь мне рассказала, всю душу открыла.
Ещё один мой собеседник пожаловался, что у него умерла жена, и теперь он не может даже зайти в дом, так тоскует. Пока говорил, аж расплакался. И на прощание все повторял: «Володя, береги жену!»
Была ещё одна памятная встреча, с коллегой-художником. Правда, художник он особенный, татуировки делает. Разговорились мы с ним в магазине, и получилась обстоятельная беседа о творчестве!
Люди к путешественникам, в основном, относятся как к родным! Например, меня в Мурманске на вокзале встретили с гостинцами совсем незнакомые люди – родственники моего хорошего приятеля из Лабинска. Это было неожиданно и приятно.
Или вот сломался у велосипеда багажник, два болтика были нужны, а где их купить? В Новохопёрске мне помог с этим незнакомый мужчина. Принёс болтики и денег не взял.
В районе Владимира встретил велопутешественника, которому 76 лет. Мы, словно родственные души, потянулись друг к другу. Он из Рязани ехал на велосипеде в Суздаль. Велосипедисты, они как дальнобойщики, у них своё братство. Долго общались, а на прощание мой новый друг говорит: «Можно я вас обниму?»
Такое душевное общение – дорогого стоит.
Перед Иваново встретил молодого парнишку на велосипеде, эдакого Кулибина. Он на велосипед приделал цепь от мотоцикла.
В Тамбове разговорился с уроженцем Марокко, который уже пять лет живёт в России. Так он сказал, что тоже мечтает так же путешествовать.
— Сколько длилось ваше путешествие?
— Пять недель. В этом году у меня были вынужденные простои из-за дождей. Похвалил себя за то, что для путешествия купил новую, более просторную, палатку. Иначе пережидать непогоду в тесных четырёх стенах было бы совсем тоскливо.
— В прошлом году вы говорили, что потратили на путешествие чуть более 20 тысяч. А в этом?
— Более тридцати. В этот раз я меньше урезал себя в тратах на питание. Позволял себе напитки, ягоды, пирожные, шоколадные батончики. Но, как и в прошлом году, сбросил ровно 5 кг веса.
— А если говорить о духовной пище?
— Сделал вывод, что надо больше посещать знаковых мест. В этом году я старался посещать храмы больше, чем в прошлом путешествии. Перед Суздалем увидел очень интересный храм. Мне, как паломнику, рассказали, как проходят здесь службы, провели по всем помещениям. Очень душевно пообщались!
Фото предоставлены героем публикации
День получится беспокойным и суетливым.
«До́бош» — традиционный венгерский торт, состоящий из шести слоев бисквита с шоколадным кремом и карамельной…
Стоп-кран сорвал 43-летний пассажир поезда "Пермь - Новороссийск" из Татарстана.
Собственно, в наше время уже нет дефицита и очередей, чтобы купить блага цивилизации. Единственное, что…
Организация дорожного движения в районе развилки Анапское шоссе, ул. Горького и ул. Видова опять поменялась.
Сегодня утром состоялся сход жителей дома 19 по улице Суворовской. Этот адрес прогремел уже по…