Историки-любители, друзья «Новороссийского рабочего» Сергей Стряпухин и Александр Бурцев поделились историческим фактом: первое шоссе, которое связало разрозненные части российского Черноморья, построили из Новороссийска до Сухума в 1890-е годы.
До строительства дороги связь между населенными пунктами была либо по морю, либо верхом на лошадях по берегу. Первый вариант был проблемным, так как портов было очень мало, да и мешала регулярная штормовая погода. А движение повозок или военных обозов по берегу было крайне опасным предприятием: узкая дорога петляла вокруг скалистых ущелий, то поднималась вверх, то круто спускалась вниз, а в период разлива рек была и вовсе непроходима.
Большую стройку начали после трагичных событий. В 1891-1892 годах в черноземных регионах Российской империи грянула засуха, повлекшая великий голод. 17 губерний с населением 36 млн человек были на грани жизни и смерти. Чтобы спасти голодающих, царское правительство запустило строительство двух масштабных проектов: Транссибирской магистрали и Новороссийско-Сухумского шоссе.
В Причерноморье отправилось около 90 тысяч голодающих крестьян, которые работали с осени по весну, чтобы успеть вернуться в деревни к пахотному сезону. Работа была невероятно тяжелая, и даже мороз зимних месяцев был не таким пугающим, как неведомая малярия, от которой умерло много строителей.
Медицинской помощи фактически не было. Максим Горький в своем рассказе «Рождение человека» рассказал, как был вынужден собственноручно принять роды у одной из работниц. Будущий великий писатель трудился в качестве строителя «Голодного шоссе» на участке Геленджик-Пшада в 1892 году.
Прорубать дорогу через горы приходилось с помощью лома, кирки и лопаты. При этом зарплата рядового строителя шоссе была около 6 рублей в месяц с продовольствием от казны. На руки рабочему эти деньги не выдавали, а всю заработанную сумму, за вычетом его трат в лавочке – чай, сахар, одежда, обувь и прочее, высылали по указанию рабочего на его родину.
А как же кормили рабочих за счет казны? Каждому строителю за его нечеловеческий труд от зари до зари выдавали полтора фунта ржаного хлеба, литр кваса и пару луковиц – это был его дневной рацион.
Неслучайно официальное название «Новороссийско–Сухумское шоссе» было тогда заменено у народа скорбным названием «Голодное шоссе». Дорога была закончена в 1895 году, но мосты сделаны только к 1900 году.
Первое время после ввода дороги в эксплуатацию у нее не было долговечного покрытия, и она была постоянно в огромных вымоинах. И только в конце 1930-х годов дорогу местами покрыли асфальтом, а в пятидесятые – шестидесятые годы значительно расширили.
Строительство шоссе вдохнуло жизнь в побережье.
Вдоль дороги стали формироваться населенные пункты, трактиры для проезжающих, стала развиваться промышленность. К 1913 году вдоль побережья в непосредственной близости от дороги насчитывалось 150 больших и малых дачных поместий. Новая дорога стала ключевым фактором развития экономики Черноморского побережья Кавказа.
Команда YouTube канала «Somewhere in Russia» предлагает вашему вниманию сюжет по следам старого шоссе, где вы сможете увидеть инженерные сооружения более чем 100-летней давности, сохранившиеся до наших дней.
С 22 ноября в Новороссийске заступили на дежурство 22 единицы специализированной техники Центра благоустройства, которая…
В Восточный район, на перекресток улиц Осипенко и Керченской, корреспондент «Новороссийского рабочего» поехала по просьбе…
Erid: 2VfnxxFuGnL
В Новороссийске горожане заметили, что часы Дворца творчества практически бесполезны и не выполняют своих прямых…
5 тоннелей XIX века. 5 километров советских подвалов. 4,5 тысячи единиц хранения и 7,5 тысячи…