Общая картина героического сопротивления советских войск складывалась из каждодневных эпизодов боев, жизни под бомбами, снарядами, минами и пулями.

Десантникам помогал подводный флот

Подводная лодка «А-2» Черноморского флота была одной из самых старых, построена еще в 1916 году в Канаде. Она стала последней подводной лодкой, покинувшей сражавшийся Севастополь. В течение января и начала февраля 1943 года «А-2» выполняла спецзадание в рамках подготовки десантной операции в районе Южной Озерейки – Мысхако. Результатов ее работы ждали на Новороссийской военно-морской базе. Лодка должна была, проведя разведку берега, установить два светящихся буя для указания места высадки войск. Вечером 3 февраля «А-2» четко и быстро выполнила свою задачу.

«В последний час»

Такое название имел машинописный боевой листок, выходивший в отряде Ц. Куникова. Организацией выпусков занимались замполит Николай Старшинов и старшина 2-й статьи Борис Жуков.

Вот один из первых листков, выпущенных на Малой Земле 5 февраля 1943 года: «По Советскому Союзу. Наши войска заняли Красный Лиман, Купянск, Кущевскую, перерезали железную дорогу Орел – Курск. События в отряде. Группа бойцов под командованием лейтенанта Пшеченко в стремительном броске захватила пушку противника и из нее успешно громит фашистов. Член партии Олег Любченко из 5-й боевой группы проник с тремя краснофлотцами в расположение врага и незаметно подполз к вражескому орудию. Уничтожив расчет, бойцы захватили орудие и два пулемета. Повернув пушку и пулеметы в сторону врага, храбрые моряки открыли губительный огонь по гитлеровцам. Из трофейного орудия Любченко и три его боевых товарища уничтожили до 100 немецких солдат и офицеров. Краснофлотцы! Бейте врага, как их бьет член партии Любченко!»

Реактивный дебют

Рыбацкий поселок Алексино был первым населенным пунктом, который освободили десантники на плацдарме в ночь с 5 на 6 февраля 1943 года. Ситуация на плацдарме позволила создать второе окно для грузопотоков, которое Куников планировал организовать именно здесь. В районе хутора Алексин (довоенное название населенного пункта) 26 декабря 1942 года четыре малых охотника провели мощный налет на части противника, дислоцированные в районе хутора, выпустив в общей сложности более 600 реактивных снарядов. Это было первое применение реактивных снарядов в боях за Новороссийск.

Все как один  – решительно и хладнокровно

Самые жестокие бои за все время противостояния на Малой Земле развернулись во второй половине апреля 1943 года. Немецкий генералитет очень хотел порадовать Гитлера победой под Новороссийском ко дню рождения фюрера. Была разработана и тщательно спланирована операция «Нептун», цель, которая ставилась, – «сбросить русских в море».

Вот что писал об этих боях комиссар 83-й бригады морской пехоты Федор Монастырский: «Общая картина боев была такова. На нас идут плотные цепи противника. Разбивается о нашу оборону одна цепь – накатывается другая. Иногда в атаку идут сразу до тысячи солдат с танками впереди. И так по нескольку раз в день. Но не в атаках была главная опасность. Круглые сутки не умолкала вражеская артиллерия. Тысячи снарядов рвались на наших огневых позициях. Смерть, грохоча и перепахивая землю, бесновалась над каждой позицией моряков, угрожала со всех сторон. Земля кипела, пылала, содрогалась, хоронила своих защитников в свежих воронках. Временами казалось, что тут не будет спасения никому. За первые два дня боев были убиты 300 защитников Малой Земли и 700 человек были ранены. В такой обстановке слабонервные сходят с ума, не очень храбрые теряют способность действовать. А моряки, все как один, действовали решительно,
хладнокровно».

Каждую пулю – в голову фашиста!

После апрельских боев на плацдарме полковник Л. Брежнев направил начальнику политуправления Северо-Кавказского фронта генерал-майору т. Емельянову с грифом «Совершенно секретно» донесение политического отдела 18-й армии «Об итогах героической обороны Малой Земли с 17 по 26 апреля 1943 года».

В нем одна из глав была посвящена лозунгам, которые родились во время боев на Малой Земле. Так, заместитель командира 16-го стрелкового корпуса по политчасти подполковник Штахановский выдвинул лозунг: «Сделаем Малую Землю большой могилой для врага». Этот лозунг быстро облетел все части и стал боевым призывом как можно больше истреблять фашистов.

Иногда лозунги появлялись в среде бойцов. Так, в гуще масс родились лозунги: «Сделаем Малую Землю большой землей», «Отстоим Мысхако – самый левый фланг фронта Отечественной войны». Воины 8-й гвардейской стрелковой бригады дрались под лозунгом: «Там, где мы обороняем, враг не пройдет; там, где мы наступаем, враг не устоит».

Во время боя в 165-й стрелковой бригаде передача лозунгов бойцам производилась по цепи. Заместитель командира правофланговой роты передавал крайнему бойцу: «Каждую пулю – в голову фашиста!» – и лозунг передавался из уст в уста и доходил до крайнего левофлангового бойца.

Большой урон малой кровью

В 19 часов 23 июля 1943 года батальон 107-й стрелковой бригады в количестве 680 человек при поддержке 70 орудий и минометов атаковал Пятую сопку горы Мысхако. Рассказ об этой контратаке был опубликован в армейской газете «Знамя Родины»: «Время атаки – 19 часов – было выбрано неслучайно. Оставшиеся до ночи часы светлого времени мы предполагали использовать для боевых действий, а ночь – для закрепления на занятой сопке, – отмечал командир батальона майор Д. Чумин. – После исключительно эффективного и точного артобстрела наши бойцы энергично и дружно поднялись в атаку. Внезапность и стремительность решили исход боя. Спустя всего 15 минут наши бойцы уже достигли высоты, громили и уничтожали живую силу и технику врага».

Как только сопка оказалась в наших руках, саперы быстро установили перед позициями противотанковые и противопехотные мины. Через несколько дней командующий 18-й армией отмечал в своем приказе: «Батальон 107-й бригады показал подлинные образцы боевого умения, отваги и красноармейского натиска. В короткий срок и малой кровью противнику нанесен большой урон. Занята важнейшая высота, разгромлена вся система огня противника на этом участке. Захватом высоты батальон улучшил наши позиции на Малой Земле».

Военный совет 18-й армии от имени Верховного Совета СССР наградил майора Д. Чумина орденом Александра Невского, а еще 28 человек – иными орденами.

Что воодушевляло на плацдарме

Из воспоминаний бойца куниковского отряда Георгия Волкова: «Наше отделение отбивало атаки врага, который шел на нас численностью до батальона. Когда противник накапливался на исходном рубеже, мы раскладывали все свое хозяйство, чтобы потом под рукой были и гранаты, и диски… Посылали связного просить подкрепления, но где его было взять? Пришел один политрук, не помню уж, какой группы замполит. Ему было за сорок, рыжеватый. Подполз ко мне на левый фланг, переговорил и пополз дальше по цепи. Диск автомата у него разворочен, шинель на спине разорвана. Мы поняли, что он, наверное, ранен, только не подает виду, и это нас воодушевило. Мы и следующую атаку отбили…».

В блиндажах и землянках

По вечерам в расположении 290-го полка НКВД, когда прекращался обстрел, слушали радио. Столица нашей Родины Москва вещала миру сталинские приказы, салютовала героическим войскам. Новороссийский автор В. Буравкин писал в своей книге «Новороссийская трагедия»: «Начальник полкового клуба лейтенант Беляев в короткие периоды ослабления вражеского огня проводил в подразделениях культурно-массовую работу. Среди бойцов нашлись музыканты и певцы, добыли инструменты. С нетерпением бойцы ждали первого концерта. Он состоялся в балке, где проводились собрания полка. Под аккомпанемент баяниста Барматова хор исполнил песню «Вечер на рейде» Соловьева-Седова. Песню «О Малой Земле» поэта Келмановича подхватили все присутствовавшие. Закончился концерт «Песней о Сталине».

Через улицу от фашистов

Журналист Сергей Борзенко первым рассказал на страницах центральной прессы о десанте Ц. Куникова. Он же первым из журналистов стал Героем Советского Союза (1943). «Находясь в Станичке, я семь месяцев прожил в землянке через улицу от фашистов, – писал в очерке «Малая Земля» Сергей Борзенко. – В этой землянке я умудрился написать повесть «Повинуясь законам Отечества». Это было все мое богатство, и, чтобы не растерять его, я носил исписанные листки за пазухой. Я полюбил Малую Землю и ее людей. Что ни человек, то своя судьба, свои склонности, привычки, волнения и тревоги, любовь к Родине роднит их, как братьев. Малая Земля стала символом мужества и отваги. Там не было метра площади, куда бы не свалилась бомба, не упала мина или снаряд. На этой земле не осталось ничего живого – ни зверей, ни птиц, ни деревьев, ни травы. Никого, кроме советских
воинов…».

«Батальон героев»

В октябре 1943 года Политуправление Черноморского флота выпустило листовку под названием «Батальон героев», в которой рассказывалось о 393-м Новороссийском отдельном батальоне морской пехоты: «Отбитый у немцев кусок русской земли моряки-черноморцы назвали Землей Куникова. Наименование это еще никем не утверждено и на карты не нанесено, но пока существуют Черноморский флот и моряки-черноморцы, они будут называть этот сухой, каменистый мыс Землей Куникова, и никак иначе».