О достижениях и проблемах в этой сфере общественникам рассказала начальник управления образования Елена Середа.

Национальный проект «Образование» – это не о том, что учителя пришли в школу и просто начали учить детей, чему и как захотелось, – сказала Елена Иосифовна. – Он о том, что обучение детей должно быть направлено на достижение целей, поставленных президентом страны.

А цели у государства следующие:

— вхождение в десятку лучших стран мира по качеству образования,

— выявление и поддержка способностей и талантов у детей,

— создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности,

— увеличение доли граждан, занимающихся волонтёрством.

Для воплощения в жизнь этих целей сформированы семь региональных программ:

– «Современная школа»,

– «Цифровая образовательная среда»,

– «Успех каждого ребёнка»,

– «Социальная активность»,

– «Молодые профессионалы»,

– «Патриотическое воспитание»,

– «Социальные лифты для каждого».

Всё для развития

Отрасль образования Новороссийска в той или иной степени участвует в этих проектах. Вот что прозвучало на заседании о реализации некоторых из них.

В рамках реализации проекта «Современная школа», который направлен на оснащение наших школ и профессиональную подготовку педагогов, восемь сельских школ уже получили оборудованные кабинеты, которые называются «Точка роста». Часть этих кабинетов предназначена для развития технических возможностей школьников, часть – для развития естественнонаучных. Сейчас муниципалитет пытается получить ещё один кабинет для нашей вроде бы сельской школы. Имеется в виду школа № 28 в селе Цемдолина, которая по факту уже давно городская.

Кроме этого, Новороссийск получил восемь профильных кабинетов – биологии, химии, физики, инженерный класс, медико-биологический. Это оборудование поможет готовить старшеклассников к ЕГЭ, давать понимание предмета на более высоком уровне. 18 школ получат цифровые образовательные кабинеты в этом году. Помимо этого в наших детсадах созданы 26 консультационных пунктов для родителей. В рамках этого же проекта в детсадах и школах ведут работу психологи.

Школьный дефицит

 Самая большая проблема в реализации перечисленных проектов – нехватка школьных мест.  Наш город развивается стремительно. С 2016 года по 25 мая 2022 года количество школьников увеличилось на 10,5 тысячи. Что уже сделано и ещё предстоит сделать для обеспечения местами: построили две пристройки к школам по 400 мест в Гайдуке и Раевской. Возводится пристройка на 400 мест к 28-й школе. Проходит экспертизу проект пристройки на 400 мест к 10-й школе.

Уже работает школа № 34 на 1100 мест, завершается строительство школы в 16-м микрорайоне на 1550 мест. Власти стараются, чтобы открыть её к 1 сентября. Это будет второе здание гимназии № 6. К концу года должна быть введена в строй школа на 1100 мест в 15-м микрорайоне. Подписаны концессионные соглашения на строительство школ на 1100 мест по улице Красина в Приморском районе и в 17-м микрорайоне по улице Котанова.

Всего планируется построить около 15 школ. Сегодня уже определены земельные участки под них. Позже, отвечая на вопросы членов Общественной палаты, Елена Середа пояснила, что сложная ситуация с обеспеченностью школами складывается в Приморском районе и части Центрального. В Центральном районе, к сожалению, нет свободных участков. Тем не менее сегодня город предпринимает усилия, чтобы принять в муниципальную собственность земельные участки, прилегающие к школе № 20, чтобы передать их образовательному учреждению. Пока неясно, получится ли прибавить школьных мест на этой площадке, но полноценный пищеблок, спортивный и актовый залы можно построить.

Что касается детсадов, то их построено в 2019 году на 800 мест, в этом году ещё планируется выкупить детсад на 240 мест по улице Южной, в следующем году – построить детсад на 240 мест в Борисовке.

Где кадры брать будем?

Программа «Современная школа» включает в себя направление «Учитель будущего». В сегодняшней ситуации городу очень важно привлекать учительские кадры, а для этого важно повышать им заработную плату.

– Считаем, что заработок учителя должен быть соизмерим с возможностью взять ипотеку, – заявила Елена Cереда. – Если сегодня учителю не дадут ипотеку, то кто пойдёт к нам в отрасль? Муниципалитет готов выплачивать значительные суммы учителям на конкурсной основе. Отбор проводится в нескольких категориях. Первая – педагоги, которые только пришли в школу. Вторая – учителя, которые имеют небольшой стаж работы. Третья категория – это уже опытные специалисты с большим стажем и хорошими результатами. В первых двух категориях будут отобраны по сорок человек, в третьей – десять-пятнадцать. Отобранные учителя в первых двух категориях получат по 100 тысяч рублей, опытные педагоги смогут получить по 500 тысяч рублей.

По программе «Земский учитель» в город уже привлечено 10 педагогов. По целевым направлениям муниципалитета обучается 27 студентов педагогическим специальностям. В этом году трое уже возвращаются к нам в образовательные организации.

Выступившая на заседании Общественной палаты директор Новороссийского социально-педагогического колледжа Екатерина Самарина нехватку кадров поставила бы на второе место по актуальности после проблемы нехватки школьных мест.

Тем не менее дефицит кадров – очень серьёзная проблема. До 2025 года планируется запустить 6 новых школ. Кто в них будет учить детей, если в действующих учебных заведениях достаточно вакансий: математиков – 10, учителей русского языка и английского языка – по 10, учителей-дефектологов – 10, физиков и химиков – по 8, биологов – 6, перечислила Елена Середа.

Сегодня в новороссийских школах работают 1726 учителей, а в детсадах 1466 воспитателей. А к 1 сентября, когда запустят вторую очередь гимназии № 6, там нужно сформировать коллектив из 124 человек, сейчас есть только 96.

Глава Новороссийска призвал провести рекламную кампанию по привлечению кадров. По поручению Андрея Кравченко приглашают к нам студентов педвузов из северных регионов страны. И от них пошли заявки и запросы. У нас, конечно, есть преимущества – море и солнце, люди этому рады, но, кроме этого, они хотят жильё и зарплату.

– Жильём мы обеспечить не можем, – констатировала Елена Середа. – Про зарплату говорим откровенно. Но дополнительные способы зарабатывания есть.

– Заработная плата составляет чуть более 32 тысяч рублей. Это по итогам 2021 года, я взяла цифры на официальном сайте, – добавила Екатерина Самарина.

– На сегодняшний день средняя зарплата учителя – 41 тысяча, – уточнила Елена Середа, – но она внутри школы распределяется неравномерно, и учитель начальных классов на сегодняшний день получает не больше 25 тысяч рублей. У учителей-предметников с хорошей стабильной нагрузкой, с опытом, с классным руководством, платными услугами есть возможность зарабатывать более-менее прилично. Вопросы о зарплате мы поднимаем на уровне края.

К учителям сегодня предъявляются повышенные требования. Так, например, программа «Цифровая образовательная среда» предполагает, что учитель должен не только уметь подготовить презентацию для урока. Сейчас часть учителей составляет планы и вносит их в свой личный кабинет через портал госуслуг. А уж электронные журналы и электронные дневники, по словам Елены Середы, в городе используются давно. От бумажных журналов в Новороссийске уже отказались. Кстати, в школьных чатах родители порой высказывают недовольство по поводу электронных журналов: то в них неделями пусто, то вдруг откуда-то берутся неожиданные тройки или двойки…