Преимущества бухты еще 2 тысячи лет назад оценили древние греки, основав здесь свою колонию Бата, затем частыми гостями были генуэзские купцы, их сменили турки, построив здесь крепость Суджук-Кале. Однако истинная ценность бухты раскрылась с приходом сюда России.

Ее достоинства, провидчески обоснованные перед императором Николаем I основателями Новороссийского укрепления — генералом Н. Раевским-младшим, адмиралами М. Лазаревым и Л. Серебряковым, их успешные экономические меры по вовлечению в торговлю (а значит, и сотрудничество) горцев и жителей соседних стран привели к изданию 30 июня 1845 года императорского указа о создании здесь порта: «Открыть в Новороссийске порт для приема приходящих из-за границы судов российских и иностранных на том же основании, как оные допускаются в Сухум-Кальский порт, учредив в Новороссийске таможенную заставу…»

Став точкой роста, порт дал импульс развитию города. Торговый оборот рос настолько быстро, что Новороссийск в считанные годы стал опережать в этом старые русские портовые города (и эта тенденция сохраняется до сих пор). Затем стало развиваться еще одного важное направление — регулярное пассажирское судоходство, это ускорило освоение северо-кавказских и черноморских территорий империи.

В истории будущего крупнейшего российского порта особое место занимают войны. Разрушительные, они стирали порт, однако воля населения и государства всякий раз приводили к экономическому чуду — в Цемесской бухте жизнь закипала с еще большей силой. Разрушенный в Крымскую войну 1850-53 годы, он на более чем десятилетие выпал из поля зрения страны. Возрождение началось после Высочайшего утверждения 10 марта 1866 года «Положения о заселении Черноморского округа и управления оным». Министр путей сообщения империи К. Посьет в 1875 году высказался за развитие в Новороссийске порта, а затем на бухту обратил внимание зарождающийся российский капитализм.

В 1885 году принято принципиальное решение — здесь будет главный на юге России коммерческий порт. Работа началась весной 1886 года со строительства Восточного мола, а через год у порта появилось первое вспомогательное паровое судно «Мария», считающееся родоначальницей собственного флота НМТП. В 1888 году акционерное общество Владикавказской железной дороги проложило сюда железнодорожную ветку от станции Тихорецкая, что положило конец главному недостатку — удаленности от современных коммуникаций. И уже 8 августа того же года из Новороссийска ушло первое иностранное судно «Мингрелия», груженное пшеницей.

Хлебное направление в конце века стало доминировать, поскольку сюда шли потоки зерна из житниц России — Поволжья, Кубани, Дона. Потребовалось расширить мощности. И построили по американскому проекту амбар-элеватор на 3 млн. пудов зерна (45 тыс. тонн) и электростанцию при нем, что позволило механизировать погрузочные работы. Одновременно развивается и перевалка нефти — строятся 17 резервуаров общей емкостью 2,5 млн. пудов и три нефтепровода к пристаням для погрузки нефти на пароходы, а спустя несколько лет, после развития нефтепромысла в Грозном, количество резервуаров увеличилось до 23.

Много экспортировали и такой местный продукт, как цемент. Зарождался судоремонт — в 1894 году в Новороссийске отремонтировали первое судно, железную баржу «Фотиния». В новом веке из сопутствующего бизнеса это направление перерастёт в самостоятельную отрасль региональной экономики.

К 1892 году на юго-западной стороне порта, около города, вырос каботажный мол для причала небольших пассажирских судов, совершающих рейсы в ближайшие порты.

В эти годы Новороссийск чаще всего посещали английские, французские и греческие суда и к началу ХХ века порт в Цемесской бухте вышел в число передовых в России, с 38 причалами и грузооборотом в 1,5 млн. тонн. Но поступательное движение споткнулось об очередную войну. В 1-ю мировую закрылся пролив Дарданеллы и внешняя торговля России на Черном море остановилась. Вдобавок порт и город подвергся разрушительному обстрелу германо-турецкой эскадрой, в дальнейшие военные годы порт использовался как военно-морская база.

Октябрьская революция и последующая Гражданская война внесли свои драматические страницы в историю порта и города. Здесь в июне 1918 года погиб Черноморский флот, отсюда в марте 1920 года совершили трагический исход остатки белого движения. Новую советскую власть порт и город встретили опустошенными. Первое, что она стала делать — восстанавливать транспортный узел и его ядро — порт, сильно пострадавший от военных действий. В 1921 году порт национализировали и его первой большой государственной задачей стало снабжение зерном голодающие районы Поволжья. С этим успешно справились, и коллектив портовиков в 1923 году отметили Красным знаменем и главной трудовой наградой новой страны — орденом Трудового Красного Знамени.

Одновременно восстанавливалась главная судоремонтная база порта – механические мастерские, включавшие в себя цехи кузнечный, литейный, слесарный, модельный, электротехнический, плотницкий и механический. В первом полугодии 1922 года был выполнен текущий ремонт на 8 баржах, 10 мелких катерах и 29 моторных и паровых судах, отремонтировали плавкран и землечерпалку. В 1925-м их переименуют в судоремонтные мастерские, и они станут основой будущего Новороссийского судоремонтного завода.

Следующей важной трудовой победой портовиков Москва посчитала подъем и капитальный ремонт в 1925 году нефтеналивного танкера «Эльбрус», за что Новороссийский порт удостоили второго Красного знамени и знака «Герой труда». Из года в год порт наращивал темпы восстановления, и к началу 30-х годов это было уже полнокровное предприятие. Грузооборот постоянно увеличивался и в первую пятилетку (1928-1933 гг) превысил довоенный уровень в 2,5 раза. В 1929 году в порту начали издавать свою газету — «Краснознаменный портовик» был печатным органом Новороссийского Портового Комитета ВКП(б), Райкомвода и Совторгфлота.

От слаженной работы коллектива в те годы во многом зависели темпы индустриализации страны и главных строек СССР — ДнепроГЭСа, Сталинградского тракторного завода, Россельмаша. Для них через Новороссийск шло импортное оборудование и материалы. Именно в те годы среди грузчиков стали развиваться традиции ударного труда, стахановского движения. Появилась и традиция давать судам порта имена лучших работников. Партнеры высоко ценили портовиков за скорость обработки грузов. Например, сталинградские тракторостроители в знак благодарности прислали в Новороссийский порт тракторы из первой партии, выпущенной на новом заводе. В 30-е годы ХХ века началась серьезнейшая реконструкция причальных линий, их делают железобетонными. Началось зонирование и районирование порта, причалы получают свою специализацию. Развивали и инфраструктуру — перестроили элеваторную галерею, оборудован механизмами импортный пирс, строится холодильник, лесная пристань и морской вокзал.

К 1940 году НМТП состоял из четырех погрузочно-разгрузочных районов, импортного и цементного пирсов, каботажного участка, Восточной набережной. Портовая территория занимала более 106 гектаров, протяжённость 41 причала составила 4,7 км, а общий грузооборот составлял более 1,5 млн. тонн, в порту насчитывалось 2076 работников, включая 509 грузчиков. В этот год Новороссийский порт обработал 416 судов, 27564 железнодорожных вагона.

ДАТЫ

30 июня 1845 года – указ императора Николая I о создании в Новороссийске торгового порта

1849 год — начало регулярных пассажирских перевозок между Керчью и городами и укреплениями Черноморской береговой линии.

10 марта 1866 года — Высочайшее утверждение «Положения о заселении Черноморского округа и управления оным», послужившее началом возрождения порта после Крымской войны.

Апрель 1886 года — начало строительства нового порта в Новороссийске.

1887 год -к Новороссийскому порту приписано вспомогательное судно «Мария», что положило начало собственному флоту НМТП.

25 июня (7 июля) 1888 года — открыта железнодорожная ветка Тихорецкая-Екатеринодар-Новороссийск.

8 августа 1888 года — загрузка пшеницей первого иностранного судна — начало деятельности нового российского морского торгового порта.

1891-1894 годы — строительство элеватора на 3 млн. пудов зерна.

1 мая 1921 года — национализация порта советской властью.

1923 год — вручение НМТП первого Красного знамени и ордена Трудового Красного Знамени.

1925 год — вручение коллективу НМТП второго Красного знамени и знака «Герой труда».

1мая 1926 года — открытие памятника В.И. Ленину на улице Портовой (стоит до сих пор).