Рейды, посвящённые безопасности пешеходов, прошли в Новороссийске на минувшей неделе. Корреспонденты «НР» приняли участие в одном из них.

Напомним, что операция «Внимание, пешеход!» была объявлена после двух подряд случаев гибели пешеходов на дороге. «НР» сообщал об этих авариях. В одном ДТП погибла женщина, на которую наехал большегруз. Ещё один мужчина скончался на месте происшествия на автодороге в районе Васильевки. В тёмное время суток на него наехала иномарка.

Кто же чаще виноват в происшествиях на дороге: пешеходы или водители? Как выяснилось, и те, и другие.

Вместе с инспекторами ДПС Владимиром Балей и Вадимом Малым, а также сотрудником отдела по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Светланой Костроминой мы остановились на улице Сипягина чуть дальше пешеходного перехода.

Это довольно оживлённое место. Чуть дальше – автовокзал, рядом – рынок и торговые павильоны, в двух шагах – остановка транспорта, которую перенесли сюда не так давно (ранее она была в районе магазина «Корзинка»). Люди, торопясь на автобус, бегут не по «зебре», многие ходят по самой проезжей части, игнорируя тротуар.

Таким оказался студент Денис.

– От автовокзала шёл на остановку, прошёл по пешеходному переходу, ну, и сюда, чтобы путь сократить, – оправдывался он. – Что ж делать? Оплачу штраф. На самом деле сейчас для пешеходов много сделано, даже на Шесхарисе, где полно большегрузов, не страшно дорогу переходить. Всюду светофоры, –  считает он. – Правда, есть некоторые водители, которые пролетают на красный. Их бы штрафовать!

Денису «выписали» 250 рублей за нарушение, это если оплатит быстро. А вот в случае, если с оплатой затянет, придётся раскошелиться на 500 рублей.

Ещё одна женщина наказана штрафом за то, что шла по проезжей части. Наталья Николаевна – так она представилась – больше всего сокрушалась, что «сейчас её увидит кто-нибудь с работы» или просто знакомые.

– Я сегодня отпросилась пораньше, потому что домой должны прийти газовики с проверкой. Решила не идти за ограждение, где и находится тротуар, а срезать по дороге, вот она, спешка. Машины нет, а штраф плати, – сокрушалась женщина.

Она рассказала, что живёт не так далеко, на улице Индустриальной. Старается ходить пешком, чтобы не стоять в пробках. Сейчас на улице Видова и других везде хорошие пешеходные переходы. Но проблема в водителях. Одни пропускают пешеходов, как положено, а другие – ни в какую.

– Вот и выглядываешь, словно гусь, шею тянешь, особенно когда «пешеходник» нерегулируемый. Думаешь: пропустят, нет? – поделилась женщина.

Не успел вовремя затормозить и заехал на разметку «зебры» водитель «Волги» Станислав Лапшин.

– Да что за день сегодня такой! Только машину из ремонта забрал, решил заехать в магазин, купить покушать, и вот пешеходы  высыпали на «зебру», ну, я и посредине, получается, остановился, – подробно рассказал он.

Собеседник считает, что пешеходы ведут себя неправильно: не смотрят по сторонам, в ушах наушники или по телефону болтают. Не желают даже убедиться в том, видят их водители или нет.

– Он на «зебру» ступил, уже, значит, прав. Я же, не поверите, 56 лет за рулём, в автоколонне 1490 работал, на междугородние рейсы пассажиров возил, было дело. За всё время у меня лишь одна авария, и та не по моей вине. Ехал по трассе на Новочеркасск, а там была авария, и машина, чёрная вся, без габаритов, поперёк дороги стояла. А на дворе – дождь, асфальт скользкий. Вот и зацепил чуть ту машину, пострадал только сам, пассажиры даже не ушиблись. Ну, и автобус чуть помял, новый только-только получил тогда, – собеседник вспоминает «золотые времена», когда на дороге было от силы три-четыре машины, простор. А сейчас пробки, дороги наводнены транспортом.

Узнав, что придётся оплатить штраф – 750 рублей (если в течение 20 дней), водитель ругает сам себя:

– И надо мне было так попасться! Пенсия-то – и без того кот наплакал. Но оплачу, – обещает он.

Дальше наше внимание привлекают школьники: ребята спешат на автобус. Но двое из них согласились пообщаться. Оба – учащиеся школы №21. Один из молодых людей – Матвей – оказался очень разговорчивым. Он поделился с нами, что после неудачного падения с самоката теперь боится на нём кататься: сломал ногу, теперь страх очень сильный. О правилах движения ребятам регулярно рассказывают в школе. И возле школы сейчас относительно безопасно.

– Но на «буграх» улицы Осоавиахима, где я живу, у нас всего 4 или 5 пешеходных переходов, и они расположены далеко друг от друга. Людям, особенно пожилым, это неудобно, – считает Матвей.