От чистого сердца

Тысячи человек могут пройти мимо брошенной рядом с мусоркой сигаретной пачки, не моргнув глазом швырнут на газон бумажный стаканчик от кофе, фантик от шоколадки, тлеющий окурок. Некоторых точно так же не волнует, как выглядит могила солдата времён Великой Отечественной войны.

Но есть люди, которым не всё равно. Они неравнодушные и принципиальные, настойчивые и деятельные. Знаю я в Мысхако одну такую женщину: она не смогла смириться с тем, что могила воина-малоземельца в её родном селе Мысхако на глазах у всех ветшала. Она приложила максимум усилий, чтобы её услышали местные власти, в том числе депутаты.

Я не называю имени этой женщины, потому что она не позволила мне этого сделать. Ей не нужна слава. Делала она это от чистого сердца, по велению души. Два года назад она настояла на том, чтобы братская могила в селе Мысхако, где захоронен её дед, принимавший участие в боях и погибший за Малую Землю, была отремонтирована. Рядом с этим обелиском находится и воинское захоронение малоземельца Владимира Алтаева. Каждый раз, навещая могилу дедушки, она обращала внимание на то, как разрушается последнее пристанище бойца.

– Мне стало стыдно перед 18-летним мальчишкой, отдавшим жизнь за эту землю, на которой мы сейчас живём под мирным небом. Родных у него не осталось! Кто за него заступится? Кто, как не мы? В феврале 2020 года я обратилась к главе администрации села Мысхако, чтобы нашли возможность отремонтировать могилу Алтаева, – рассказывала наша читательница.

Захоронение истинное или символическое?

В городе не отмахнулись от настойчивых и убедительных просьб жительницы Мысхако.

– Каждый год могилу Владимира Алтаева подкрашивали, ремонтировали. Но мы не могли принципиально изменить её внешний вид – реконструировать, потому что этот объект состоит на учёте в федеральном управлении охраны памятников, – рассказывает Марина Гордеева, главный специалист по историко-культурному наследию МКУ «Методический центр развития культуры, искусства и народного творчества» управления культуры администрации Новороссийска. – Чтобы принципиально изменить внешний вид памятника, нужно было пройти долгий путь согласований.

К тому же в процессе обсуждения этой темы выяснилось, что в Мысхако не настоящая могила Алтаева, а символическая. Крупнейший обобщённый банк данных о бойцах Великой Отечественной войны «ОБД-Мемориал» даёт сведения, что Алтаев умер после ранений, полученных в бою в 1943 году, в госпитале Геленджика, там и захоронен.

Однако было принято решение могилу Алтаева не сносить – оставить на месте. В процесс включился депутат городской Думы от села Мысхако Сергей Сазонов – он выделил деньги на создание памятника из серого гранита с красной звездой.

Девятого мая новороссийцы и гости города положат цветы на отремонтированную могилу Владимира Алтаева. В честь героя названа и улица в селе. Жительница Мысхако, которая смогла обратить внимание властей на состояние могилы воина-малоземельца, считает, что она исполнила свой долг, выразив тем самым благодарность за Великую Победу нашим дедам и прадедам.

Мать навещала могилу героя

Но кто он такой – Владимир Алтаев? Я нахожусь в кабинете заведующей отделом Великой Отечественной войны Новороссийского исторического музеязаповедника Раисы Соколовой. Она достаёт из хранилища пожелтевшие газетные листы. Это газета «Новороссийский рабочий» за 1958 год.

Накануне дня освобождения Новороссийска от фашистских захватчиков журналисты традиционно встречались с родными погибших малоземельцев. Вот тогда сотрудник газеты Р. Дмитриев и встретился с мамой Владимира Алтаева – Анной Андреевной. Беседуя с нашим коллегой, она вновь переживала события тех дней, делилась своими воспоминаниями.

Женщина в период войны находилась в захваченном фашистами городе. А её сыновья Владимир и Ким, а также муж Николай Иванович ушли на фронт. Старший сын Владимир погиб на Малой Земле. Младший Ким и его отец встретились уже в освобождённом Новороссийске. После войны Ким уехал жить и трудиться в город Артёмовск на Украине. Николай Иванович работал на мебельной фабрике Новороссийска, вышел на пенсию.

Мама Володи тогда рассказала журналисту, что её сын погиб 4 марта 1943 года в одном из ожесточённых боёв. Верные товарищи запомнили временную могилу, в которую опустили тело погибшего друга. А в первые дни освобождения Новороссийска останки Владимира были перенесены и захоронены на территории совхоза «Малая Земля», где до войны работала семья Алтаевых. Анна Андреевна в 1958 году рассказывала корреспонденту, что она часто приходит на эту могилу.

Получается, если верить словам Анны Андреевны, в Мысхако действительно находится могила её сына Владимира Алтаева. Однако Раиса Соколова склонна доверять данным «ОБД-Мемориал», которые свидетельствуют о том, что боец захоронен в Геленджике.

Наверное, сейчас это не имеет никакого значения. Ошиблась ли газета тогда, в 1958 году? Либо останки Алтаева были позже перезахоронены в Геленджике? Или где-то прокралась ошибка в архивах «ОБД-Мемориал»? Сегодня важно, что мы помним подвиг наших дедов, что мы приходим на их могилы, кладём цветы к обелискам. Мы благодарны им за Победу. И этим мы живы сегодня.