Шесть дней молодая женщина провела в реанимации, два из них – на дыхательном аппарате в искусственной коме. Но, вопреки всем страхам и прогнозам, роженица победила ковид и, как только её вывели из комы, позвонила родным в надежде услышать голос доченьки, которая выписалась из больницы раньше матери.

– Мы нашу дочурку назовём Зоя: в переводе с греческого это означает «жизнь», сказала я тогда мужу Сергею, – вспоминает Анна Коваленко, держа на руках восьмимесячную малышку, которая, несмотря на недоношенность, получилась умненькая и здоровая. Это решение, об имени, пришло матери именно тогда, когда она, справившись с вирусом, вернулась к жизни.

Фото Ольги Жук

Теперь в семье четверо детей. Аня рассказывает, как они с мужем принимали решение не останавливаться на третьем ребёнке. Даже тот факт, что на четвёртого не положено тех пособий, что гарантированы государством при появлении третьего, не повлиял на выбор родителей.

– Мы с мужем мечтали о большой семье не ради получения пособий, – говорит Анна. – Оба мы очень любим детей и ощущаем в себе достаточно сил, чтобы иметь много ребятишек. Я уверена, что тяга к многодетности возникает у людей определённого склада характера. И я не согласна с расхожим убеждением, что, если есть двое детей, третий рот – не в тягость. В наше время иметь даже троих – это очень накладно и сложно! Многодетным родителям приходится одновременно решать большое количество задач, определённым образом выстраивать тайм-менеджмент. К тому же каждый ребёнок индивидуален. Много детей – это гораздо сложней, чем двое, но в то же время интересней!

Фото Ольги Жук

Эта многодетная семья особенна тем, что первый ребёнок, девятилетняя Полина, рождена с синдромом Дауна. Аня рассказывает, что даже этот факт не стал препятствием для появления последующих детей. Совсем наоборот.

– Мы с мужем переживали, как Полина будет принята в нашем обществе. Понимали, что было бы здорово, если б у дочери было много братьев и сестёр. Они в будущем станут для Полины опорой, поддержкой, командой, – уверена мама.

К тому же братья и сёстры помогают особенному ребёнку социализироваться, скорей понять многие вещи, быстрей проходит и процесс обучения. Я с радостью в сердце наблюдаю, как дети возятся с игрушками, как ведёт себя солнечная Полина. Нет, она далеко не слабачка, она умеет отстаивать свои права, даже наставляет братьев.

Фото Ольги Жук

Анна Коваленко, пройдя с Полиной сложный путь социализации, стала руководителем краевой общественной организации «Дети – лучики» в Новороссийске, объединяющей семей с детьми с синдромом Дауна. Сегодня в ней 58 таких семей. И их с каждым месяцем становится всё больше: люди узнают об этой организации и приводят сюда своих детей учиться, общаться.

– В сентябре прошлого года мы обзавелись собственным помещением, где проводим занятия с детьми с синдромом, – рассказывает Анна. – С квартирой нам помогла городская администрация, спасибо им большое! В основном мы учим солнечных детей социализации, подсказываем, как найти своё увлечение в жизни. Помогаем им отыскать такое дело, которое поможет ребятам себя реализовать. Сейчас мы учим наших деток лепить из глины, рисовать, недавно ввели песочную терапию, у них проходят занятия по логарифмике, что способствует развитию речи, появился такой предмет, как социально-бытовое ориентирование. Дети учатся печь сладости, готовить, мы их научим ходить в библиотеку. А в будущем введём ещё и преподавание математики по британской системе для особенных детей. В общем, наша задача сделать так, чтобы ребёнку было интересно в обществе жить и трудиться.

Летом семьи с солнечными детьми соберутся на традиционный большой пикник на полянах в Васильевке, где у них есть большое и интересное инклюзивное пространство.