Потеряла мать из-за пьяного хулигана

– Когда я познакомилась с Аней, выяснила, что она не мылась уже четыре года. У неё в квартире не было воды, сломался смеситель, что-то случилось с трубами. А отремонтировать систему водоснабжения бабушка, почти слепая, сама не могла, – рассказывает историю своей подопечной Татьяна Чернохлебова.

Становиться приёмной матерью взрослому человеку она не планировала. Всё произошедшее с ней – дело случая. Однажды Татьяна составила подруге компанию – та ухаживала за одинокой старушкой. Так и оказалась в квартире Анны Сиротенко.

– Я зашла в квартиру, поздоровалась с хозяйкой и онемела, – вспоминает то мгновение Таня. – На стуле сидит и улыбается …моя мама. Вернее, её точная копия.

Чтобы проникнуться этим моментом, нужно знать историю Татьяны Владимировны. Мама её родила в зрелом возрасте, в 42 года. И других детей в семье не было.

– Мне в детстве знакомые твердили примерно одно и то же: тебя мать поздно родила, можешь сиротой остаться, береги мать! Поэтому я всегда боялась её раннего ухода. Она всю жизнь жила со мной, какими бы обстоятельства жизни у меня ни были, я с ней никогда не разлучалась, – рассказывает Таня с трепетом в голосе.

Как и многие пенсионерки, мама Тани любила посидеть на лавочке, где коротали время другие старушки. Вот и однажды она спустилась в новороссийский двор. Однако на этот раз у подъезда отдыхал нетрезвый мужчина, который вдруг стал цепляться к пожилой женщине. Та, чтобы избежать словесной перепалки, пошла к подъезду. Пьяный подбежал сзади и подло, взяв бабушку за шиворот, тряхнул её…

– После инцидента мы сразу же отвезли маму в травмпункт. Никаких серьёзных повреждений тогда у неё доктора не нашли. Но через две недели она перестала нас узнавать, слегла и четыре года оставалась лежачей. Я не знаю, что так на неё подействовало: либо стресс, либо защемило нерв из-за стычки с уличным хулиганом. Все эти четыре года я мать пеленала, кормила, носила на руках в ванную. Потихонечку она умерла, – вспоминает Татьяна те непростые дни в её жизни.

Во сне мне был знак

Накануне встречи с Сиротенко Тане приснился сон: сидит её мама на стуле и улыбается.

– Когда я увидела Анну Семёновну, я поняла, что это судьба. Как же она похожа на мою маму! Мама тоже была маленькой, худенькой, голубоглазой.

Похоже, это действительно было предначертано. Подруга, которая бралась ухаживать за одинокой старушкой, вынуждена была вернуться на родину, в Волгоград. Но Сиротенко сиротой не осталась, её в семью забрала Таня.

– Родные не сопротивлялись вашему решению? Всё-таки взять чужого человека в дом – дело непростое, ответственное, – интересуюсь у Татьяны.

– Муж и дети не были против, ведь бабушка, моя мать, всегда жила с нами. Когда к нам переехала Анна Семёновна, в укладе семьи ничего не поменялось. Мой муж тоже спокойно памперсы меняет нашей бабушке. Она даже его больше других членов семьи любит.

Жалеет, что не нарожала детей

Пытаюсь поговорить с Анной Семёновной, узнать, как получилось, что она на старости лет осталась совсем одна.

– Вы лучше о Танечке пишите, – отнекивается старушка от журналиста.

Приёмная мать Татьяна рассказывает, что Анна Семёновна родом из поселка Горагорского Надтеречного района Чечни. Отец погиб на фронте, мать была актрисой в местном театре. Анечка с детства учила с мамой стихи, ну а потом стала актрисой школьного театра. В 1962 году отучилась в Ленинграде на киноинженера. И даже одно время трудилась на Свердловской киностудии звукооператором, знакома со многими звёздами отечественного кино, которые в то время работали на студии, общалась с Вячеславом Тихоновым.

В восьмидесятых переехала в Новороссийск, трудилась в ООО «Новоросгражданпроект» инженером-проектировщиком.

– О, Анна Семёновна была в молодости очень хороша собой, – говорит Таня, доставая альбом своей подопечной и показывая её фото в молодости.

Вот в жизни как бывает: вроде всё есть – хорошая работа, броская внешность, поклонники. Но упущен момент – и подкрадывается старость, наступает одиночество. И, как следствие, печальный итог – разбитая холодная квартира, отсутствие близких. В 1999 году Анна Сиротенко схоронила мать и осталась совсем одна.

– Жалею в жизни об одном – что детей нет. Теперь остаётся только локти кусать, – горько вздыхает пожилая женщина.

 «Я просто люблю стариков»

– Когда я забрала Анну Семёновну, первым делом устроила ей хорошую баню. Так она сутки спала после этого! – рассказывает Татьяна о первых днях пребывания в её доме нового члена семьи.

Анне Семёновне теперь не приходится выживать, сейчас она просто отдыхает. Глаза уже, правда, не дают ей читать и смотреть телевизор, а раньше она была книгочеем, может часами декламировать стихи, прозу. Из доступных ей удовольствий для души осталось слушать радио и телевизор.

Наверное, приятным бонусом к усилиям Татьяны может стать квартира Анны Семёновны, которую она завещала своей новой семье. Но Таня говорит, что дело совсем не в квадратных метрах. Беря в семью пожилого человека, а вместе с тем ответственность за его здоровье и все хлопоты, она о чужом жилье и не помышляла.

– Мне просто очень нравятся старики. Я так привыкла, считаю, что в семье обязательно должен жить пожилой человек, – говорит она.

Одиноких разбирайте в семьи

Руководитель отделения срочного соцобслуживания Новороссийского комплексного центра социального обслуживания населения Ольга Елисеева восхищается этой приёмной семьёй, талантами Анны Семёновны. Однажды старушка час читала гостям на память стихи Александра Твардовского.

По данным центра соцобслуживания, на сегодня в Новороссийске зарегистрировано 11 приёмных семей для пожилых людей.

– Как правило, на этот шаг – создание приёмной семьи – идут неравнодушные, бескорыстные люди, они не ищут для себя выгоду в этом, просто не могут пройти мимо чужого горя, это люди с большим сердцем. Я испытываю к ним чувство безграничной благодарности, – говорит Ольга Елисеева.

Министерство труда и социального развития Краснодарского края рекомендует обратить внимание на одиноких людей с психическими расстройствами. Их тоже нужно брать в приёмные семьи, чтобы они были под присмотром заботливых людей, в привычной домашней обстановке, а не заканчивали свой путь в интернатах для слабоумных.

– Сейчас в Новороссийске создаётся такая семья. Молодая женщина после смерти матери ушла в депрессию, жила в очень плохих условиях, на неё стали жаловаться соседи. Она плохо шла на контакт. Мы убедили её двоюродную сестру взять девушку в приёмную семью, – поделилась Ольга Елисеева.