– На велосипеде я всю жизнь, – удивил меня художник, с которым мы расположились попить чаю в его уютном доме. – Свой первый велик собрал собственными руками в школьные годы из деталей, которые нашел во Вторчермете, где трудился мой папа. Каждый раз, приходя к нему на работу, я изучал кучи с металлоломом. В итоге у меня появился первый «Орленок», который через два месяца украли. Но я долго не горевал, собрал «Спутник», на нем катался до армии и даже немного после.

Коронавирус глазами художника Аксенова

Первый подарок, который будущий художник сделал себе, перебравшись в 1983 году из Сибири в Новороссийск, – это велосипед «Турист», на нем он в первый же день, на радостях, проехал до Геленджика, чтобы протестировать. Обратно Владимир возвращался по глубокой ночи, молясь, чтобы не разбиться на серпантине в кромешной темноте. А после каждого встречного автомобиля наступала слепота.

– По каким местам вы больше всего любите кататься?

– У меня и у моих коллег по увлечению, а мы иногда ездим компаниями, есть любимый маршрут: телевышка – Тоннельная – перевал и далее в сторону Варениковской по старой лесной дороге. По ней можно доехать через станицу Гладковскую до Саук-Дере, – рассказывает он. – Если потом возвращаться домой через Неберджай, можно накрутить в общей сложности 116 километров. Сколько раз я ездил по этому маршруту, а сколько раз попадал в ливень! Так мы катаемся каждое воскресенье. Некоторые знакомые удивляются: «Ну у тебя и «физика» в твои 62 года!», а порой даже и не верят, что я способен на такое.

А если компания не собирается?

– Тогда я еду один. Мне нравится сам процесс езды по лесным тропам, по бездорожью. Когда ты попадаешь в грязь или ливень. Ощущение движения по местам, где автомобиль никогда не пройдет, вдохновляет. Всякий раз в поездке я вижу диких животных – зайцев, лис, косуль, – делится он своими эмоциями со мной.

В этом году художник присоединился к экспедиции, организованной известным путешественником Константином Мержоевым, «Россия-2021» – «кругосветке» на велосипедах по стране. Впервые в жизни Аксенов в составе экспедиции проехал от Новороссийска до Севастополя 500 км, ежедневно преодолевая сто километров.

– Эта экспедиция дала мне опыт и уверенность, что я могу ездить на дальние расстояния. Проехал я их достаточно легко, практически не устал, у меня не было панического страха в пути. Я понял, что в свои 60 лет не боюсь подобных испытаний, – говорит Владимир, добавляя, что в общей сложности в минувшем году смотался в Крым три раза, а в последней соло-экспедиции он проехал по полуострову 760 км.

Фото предоставлено героем публикации

С тех пор Аксенов стал интересоваться соло-путешествиями на велосипедах, изучать чужой опыт езды. Ведь он теперь планирует добраться в одиночку из Красноярска в Новороссийск (5000 км) или из Архангельска выехать к Белому морю, а затем через Псков, Украину преодолеть до родного города более 5000 км.

Как вы готовитесь к такой масштабной экспедиции на велосипеде?

– Изучаю опыт других. Один коллега по увлечению проехал 100 тысяч километров по Европе, а теперь готовится, стартовав из Воркуты, пересечь всю страну. У него один спальник стоит 36 тысяч рублей! Есть такая Татьяна Никульникова, основатель Пермского клуба велопутешественников, которая сначала «накрутила» 2000 км по Европе, а затем проехала по знаменитому Печорскому тракту – кто не в курсе, это труднопроходимая дорога в глухих таежных северных лесах. Она даже в пути повстречалась с медведем!

Чего нужно бояться в путешествии на велосипеде?

– Не только медведей. Хотя Никульникова давала советы, как себя вести, если на тебя вышел хищник. Опасаться нужно проезжающих рядом с тобой машин, – уверен художник. – Поэтому велопутешественники выбирают все чаще глухие сибирские маршруты. Я же пока езжу по трассе. Если на ней есть обочина, можно двигаться свободно, не волнуясь, что тебя снесут. Но если обочины нет, в этом случае выручают маленькие хитрости. Во-первых, всегда нужно смотреть в зеркало, где там автомобиль. Если же он подъехал слишком близко, я начинаю вилять, и автомобилист, видя это, меня объезжает. Во-вторых, я прикрепляю к багажнику палочку длиной с метр с флажком на ней. Обычно автомобилисты его видят и объезжают меня. Если же к тебе приближается фура, то маневрируешь рулем, учитывая направление ветра. Чтобы тебя не выбросило на обочину или не затянуло под большегруз.

Сейчас много говорится о необходимости создания в Новороссийске сети велодорожек. Что скажете на это?

– Конечно, для велосипедистов нужны отдельные от пешеходов трассы. Иногда едешь по своей велодорожке, а пешеходы их не видят. Еще и обложат тебя крепким словцом! Сейчас строят первую в России велотрассу от Москвы до Петербурга. Посмотрим, что получится. В Швейцарии, Германии – вот где настоящие велотрассы. Не просто заасфальтированный кусок дороги. Это целая дорожная сеть с освещением, тоннелями, светофорами. У нас бы так!

Фото предоставлено героем публикации

И еще один вопрос – про здоровье: неужели после 750 км у вас ничего не болит?

– Мозоли на ягодичных мышцах натираются. Иногда коленка болит. Тогда я даю бОльшую нагрузку на другую ногу. Особенно напрягается шея, если долго ехать на шоссейнике. В велопутешествии важны правильная посадка, верная геометрия.

Путешественник признается, что самые яркие эмоции у него вызвал первый проезд по Крымскому мосту на велосипеде. Мощь сооружения, которое созерцаешь не из салона автомобиля, впечатляет. А самым запомнившимся происшествием Аксенов назвал попытку сфотографироваться на Крымском мосту, которую тут же пресекли из громкоговорителя.