«Да» и «нет» не говорите

Помните эту детскую игру, когда, отвечая на вопросы, нельзя говорить ни «да», ни «нет»?

Сегодня в народе ходит такой слух, что телефонные мошенники, набирая номер потенциального потерпевшего, вынуждают его сказать слово «да».

Тогда якобы, пользуясь голосовым сервисом, на абонента можно будет «повесить» кредит.

– Мне позвонили и спросили: «Вы Нина Николаевна?» Я сказала: «Да», а теперь сижу и боюсь, – поделилась страхами одна моя знакомая.

Насколько оправданны ее страхи?

С этим вопросом корреспондент «НР» обратилась к заместителю начальника отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории отдела полиции (по Приморскому району) Следственного управления УМВД РФ по г. Новороссийску Юрию Худякову.

– На самом деле именно таких случаев у нас зафиксировано не было, – сообщил комментатор. – Одного слова, сказанного по телефону, недостаточно. Мошенникам нужно больше информации о человеке, паспортные данные, номер банковской карты…

– Но ведь сейчас у нас эти данные спрашивают в очень многих инстанциях, да и в магазинах тоже. Если хочешь вернуть купленную технику, тоже паспорт требуют.

– Действительно, анкетные данные люди часто предоставляют. Но мы заметили такую тенденцию: потерпевшие, на которых незаконно оформили чужие кредиты, когда-либо обращались в сомнительные организации по микрофинансированию. И, как правило, именно в таких же организациях на них и оформлялись кредиты.

Вот пример: у жителя Новороссийска неожиданно снялись с карточки деньги. В чем причина? Он стал разбираться. Оказывается, в отношении него было возбуждено судебное производство — он не платит деньги по взятому микрозайму, накопились проценты. И уже судебные приставы вынесли решение о взыскании этих средств. Мужчина был крайне удивлен, ведь он микрозаем не брал!

И выяснилось, что его паспортными данными (причем паспорт был старый, после этого мужчина менял документ) воспользовались мошенники. Они взяли на его имя микрозаем аж в Томске.

Но когда-то новороссиец пользовался услугами такой организации.

Потерпевшему удалось доказать свою непричастность к взятому кредиту и восстановить справедливость.

Бывают случаи, когда люди совершают покупки в Интернете и тоже предоставляют свои персональные данные. В итоге им дорого это обходится.

Совет в таком случае можно дать только один: остерегаться размещать персональные данные в Сети, а доверять только лицензированным финансовым организациям.

Подошли «из-за угла»

В последнее время правоохранители не устают предупреждать жителей о том, что нельзя диктовать данные своих банковских карт, в частности, заветные цифры на обороте, сообщать пароль, пришедший как СМС-сообщение, третьим лицам. Иначе можно лишиться всех накоплений.

Также нередко люди, пользуясь своими гаджетами, попадают на ссылки, по которым их настоятельно просят перейти. И этот шаг тоже чреват дальнейшим разорением.

Словом, мошенники становятся высокотехнологичными и изобретают все новые способы «отвязать» деньги своих жертв от их карточек.

О таких, можно сказать, «инновационных» способах рассказала корреспонденту «НР» старший следователь группы по расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий и средств связи, отдела по расследованию преступлений Байрта Момолдаева (на фото).

– Пользователь Сети скачивает приложение, называет свои данные, а потом выясняется, что на него оформляется кредит. Существуют вирусные программы на различных сайтах. Людям предлагается сделать перевод, назвать пароль от «Онлайн-банка» и так далее. Нередко, совершая покупки в Интернете, люди попадают на сайты-двойники, так называемые «зеркальные» сайты. И тоже теряют деньги.

Бывает, что люди заказывают товары с курьерской доставкой и, переходя по ссылке, выясняют, что денег на покупки у них уже нет.

– А может быть такое, что человек просто сидел на диване, смотрел телевизор, и тут вдруг – раз, и деньги у него с карты снялись?

– К сожалению, и такие высокотехнологичные преступления бывают.

– Как мошенники находят доступ к карте жертвы?

– Есть один момент: у большинства потерпевших когда-то были другие номера телефонов и другие гаджеты, к которым был привязан сервис «Онлайн-банк». Также люди пользовались интернет-приложениями, связанными с оплатой услуг и товаров. Расставшись с номерами или телефонами, хозяева обзавелись новыми, завели на них сервис «Онлайн-банк», а мошенники-хакеры каким-то образом взломали старые связи и пароли.

Честно сказать, этот вид преступлений пока что самый неизученный. Деньги уходят на счета, которые оформлены на умерших людей.

Жителей можно только предупредить о том, что лучше на новых гаджетах оставлять за собой старые номера. А для расчетов за покупки в Интернете иметь отдельную карту, на которую класть только ту сумму, что необходима для оплаты этого товара. А вот на другой карте хранить уже более солидные сбережения.

– Какие еще случаи мошенничества стали сегодня распространенными?

– Сейчас многие люди зарабатывают на инвестициях. Такой вид заработка привлекает многих: вкладываешь одну сумму, а приобретаешь другую, намного большую. В этот бизнес финансовые мошенники активно завлекают новичков.

Вот один новороссиец польстился на такое предложение.

Под патронажем опытного «наставника», якобы профессионала в биржевых делах, он стал зарабатывать, дело пошло, появилась прибыль. А потом в один момент все, что он заработал, и все, что было у мужчины накоплено, ушло.

– Работают ли сегодня мошенники по старым схемам, типа «ваш родственник попал в беду, и нужно срочно перечислить деньги»?

– Да, на эти уловки нередко еще попадаются пенсионеры. Потерпевших очень жалко. Они только потом вспоминают, что слышали предупреждающую информацию. Лишь через некоторое время их осеняет догадка позвонить внуку или сыну, якобы попавшему в беду.

Пенсионеры плачут после этих вероломных случаев, говорят, что потеряна вера в людей, во все доброе и хорошее. И вот это, наверное, самое страшное последствие мошенничества.