В сборнике документов из фондов музея-заповедника, опубликованном в одном из выпусков «Исторических записок» НИМЗ, вызывают особый интерес документы, которые связаны с именем П. Васева и его профессиональной деятельностью в Новороссийске в годы войны.
В 1946 году, будучи начальником порта, он написал «Историю морского порта в годы войны». Одна из ее частей посвящена восстановительному периоду, начавшемуся в сентябре 1943 года, сразу после разгрома вражеских войск в боях за Новороссийск.
«Вместе с частями Красной армии в освобожденный порт 16 сентября прибыли старые портовики-партизаны, – пишет Петр Васев. – Вернувшись в свой родной порт, они не узнали его. Он был приведен в полную негодность. Порт был мертвым.
Уже в первые дни порт оказывал активную помощь десантным войскам, занявшим Новороссийск, работая по разгрузке боеприпасов, продовольствия и вывозке раненых. В ноябре 1943 года решением Государственного комитета обороны порту было установлено задание по восстановлению объектов первой очереди. Основная трудность – отсутствие рабочей силы.
Контингент порта в октябре 1943 года состоял из 60 человек, в основном портовиков, вернувшихся из партизанских отрядов и Геленджикского порта.
Возможность найма рабочей силы из городского населения была исключена, так как немцы, отступая из города, угнали поголовно все мирное население.
На помощь порту пришли краевые и городские организации. Из кубанских станиц был выделен наряд на мобилизацию, в основном женщин. На 1 января благодаря этому в порту работало более 700 человек.
Отступая, враг заминировал всю территорию порта, и нередки были случаи, когда, работая по очистке территории, рабочие подрывались на минах. В декабре 1943 года на самом боевом участке – импортном пирсе – произошел взрыв противотанковой мины, искусно замаскированной в булыжную мостовую.
В аварийных работах принимали участие не только портовики, но и все вернувшееся после освобождения население города. Объем по восстановлению Новороссийского торгового порта нарастал из года в год. Если на восстановление в 1943 году было затрачено всего 450 тыс. рублей, то в 1944 году – более 11 млн рублей, а в 1945 году – около 18 млн рублей.
Важным участком работы стало восстановление причалов, которые представляли собой одну сплошную массу воронок.
Из судов портового флота первыми были восстановлены моторное судно «Освобожденный» и пассажирский моторный катер «Красноармеец». На катере не было своего мотора, его собрали из деталей, найденных на свалках Геленджика. Вскоре портовый флот пополнился буксирным катером «Иван Папанин», парусно-моторным судном «Константин» и углеперегружателем «86». В 1944 году начались регулярные погрузочно-разгрузочные работы. Порт получил задание по отгрузке зерна в порты Поти и Батуми. Погрузочных механизмов на тот момент в порту было всего два – портальный электрический кран фирмы «Вашингтон» и гусеничный паровой кран, а их часовая производительность не превышала 50 тонн.
Состав бригад грузчиков был в основном женским и совсем не имел навыков по обработке судов. Рабочий день был удлинен до 12 часов. В начале 1945 года Министерство морского флота дало задание порту готовиться к импортным операциям. Первое иностранное судно – американское типа «Либерти» – прибыло в порт 8 апреля 1945 года. До окончания войны основное место в грузообороте порта занимал импорт (54%), включавший боеприпасы, оборудование и продовольствие, которые отгружались на железную дорогу в адреса воинских частей. Но восстановление порта было далеко еще не закончено», – рассказал в своих воспоминаниях бывший руководитель Новороссийского порта.
Наша справка
Васев Петр Иванович. Родился 2 сентября 1901 года в Пермской губернии. В Новороссийске он оказался после окончания в 1933 году Ленинградского института инженеров морского транспорта. В 1940-х годах ему довелось поработать секретарем Новороссийского горкома ВКП(б), командовать Новороссийским кустом партизанских отрядов, руководить Новороссийским морским торговым портом. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями. Почетный гражданин города Новороссийска (1971).