Баян освоил ребенком

— Вячеслав Леонтьевич, расскажите, когда у вас произошло первое знакомство с волшебным миром музыки?

— В очень раннем детстве, когда я еще был трехлетним мальчишкой. У отца бал баян, он на нем прекрасно играл, хотя по профессии был бухгалтер. Иногда музыкальный инструмент оказывался на кровати, и на него налетали мы, дети, нас у родителей было семеро. Лет в пять я научился играть. А в школьные годы уже подбирал на слух, участвовал в школьной самодеятельности, куда меня всегда приглашали с папиным баяном. Моей вершиной было исполнение полонеза Огинского, вальсов Штрауса и Дюрана, обработки Пятницкого.

Когда поняли, что вас ждет музыкальная карьера?

— В армии. Я попал в строевую роту и страшно был этим возмущен. Но спустя полгода к нам прибыл военный дирижер Альберт Калинин, он создавал штатный духовой оркестр, куда меня и порекомендовали. И все 3,5 года я отслужил в оркестре, где играл на басе, тромбоне, баяне, а также пел и играл в инструментальном ансамбле. Тогда я настолько влюбился в оркестровое звучание, что понял: буду в жизни заниматься музыкой! B армии я планировал до завершения срочной службы поступить в музыкальное училище, и Альберт Калинин пообещал замолвить за меня словечко у высшего начальства. Но оказалось, что он забыл или не захотел это сделать. Вот почему я до сих пор помню его имя! И мне пришлось дослужить и только потом поступать в Краснодарское музыкальное училище. Я готовился по классу баяна. Но секретарь комиссии, узнав о моих способностях играть на разных инструментах, порекомендовала идти на дирижёрское отделение. До сих пор ей благодарен за этот совет.

    Туманный Альбион перевернул сознание

— Как вы оказались в хоре «Элегия», с которым потом покорили пол-Европы?

— Меня пригласили на работу преподавателем на дирижёрское отделение в открывавшееся в 1968 году новороссийское музыкальное училище. Позже я создал там молодёжную капеллу. А в 1983 году руководитель дворца культуры Витольд Витольдович Яцкевич пригласил  меня возглавить самодеятельный хор «Элегия». Однажды Яцкевича пригласили с визитом в английский город Феликстоу, у них был свой хор. Решено было отправить в Англию «Элегию». Тогда в этом коллективе был женский состав. Я же предложил включить в него несколько мужских голосов. Это были участники ансамбля народной музыки «Балагуры». И в таком, смешанном, составе мы и отправились в 1992 году в Англию. Потрясание началось с аэропорта Хитроу. В Новороссийске в то время практиковалось веерное отключение света, а здесь, в Англии, по загородной трассе была иллюминация. У нас, когда шел дождь, на улицах становилось грязно, а здесь в ливень — идеальная чистота…

             О нас говорило даже «Би-Би-Си»

— А англичан, наверное, удивило мастерство исполнения великих русских авторов?

— Да, мы привезли англичанам русскую хоровую музыку. Тогда в репертуаре «Элегии» были духовные сочинения в акапельном исполнении произведений С. Рахманинова, А. Гречанинова, А. Архангельского, П. Чеснокова, П. Чайковского. Реакция англичан была удивительна для меня. Когда мы выступили в городском театре Феликстоу, слушатели, сидящие вдоль прохода зрительного зала, дотрагивались до нас руками, когда мы шли, их глаза излучали восхищение. Такая деталь: дирижер местного хора Джон принял нас очень тепло и радушно. Но после нашего первого выступления с его стороны появился холодок. Почему так, поинтересовался я у Витольда Яцкевича. Он предположил, что англичанин не ожидал такого оглушительного успеха русских. На обратном пути мы оказались в одном поезде с крупным партийным руководителем из Новороссийска, который возвращался из командировки в США. Он нам сообщил, что о наших выступлениях в Англии даже вещало «Би-Би-Си».

— Оглушительный успех в Англии, наверное, вдохновил на другие подвиги?

— Да, я стал искать возможность поучаствовать в международных конкурсах. Будучи в Москве, зашел во Всероссийское хоровое общество (ВХО) и попросил подыскать нам подходящий конкурс. Мне дали адрес оргкомитета в городе Превезе в Греции, но время подачи заявок прошло. Я все же решился написать письмо. И, о чудо, получил ответ, что нас ждут, срочно подавайте заявку. Это был конкурс духовной музыки и песнопений времен Византии. Я бросился искать произведения, не нашел ни в Краснодаре, ни в Москве. Выручили наши земляки, проживавшие в Греции, – Нонна и Вячеслав Романовы. Они прислали ноты византийских песнопений. С конкурса мы вернулись с золотой медалью в номинации «Смешанные хоры». Кстати, в Греции мы были единственными представителями от России. И после этого перед нами открылся мир, предложения на конкурсы посыпались как из рога изобилия.

        Видели самого папу римского

— Знаю, что вы мечтали выступить в Италии, расскажите, как сбылась мечта?

— В 1998 году мы поехали в Рим на европейский конкурс им. Орландо ди Лассо. В гостиницу прибыли глубокой ночью. Гид принес результаты жеребьевки выступлений, нам достался номер один. Ранним утром разбудили хористов, страшное волнение… Ведь выступать нужно в соборе Санта Мария Маджоре, ну а потом, на заключительном концерте, исполнить католическую мессу вместе с другими  29 музыкальными коллективами со всего мира на службе в соборе Святого Петра – главной церкви Ватикана, где должен был присутствовать сам папа римский Иоанн Павел второй. На выступлении лауреатов конкурса волнение отступило, пришло вдохновение. У меня  в тот день был необыкновенный контакт с хором. Когда нам вручали золотую медаль, первые ряды зала встали и пять минуту аплодировали. А председатель жюри Ханс Альберт, поцеловав медаль, сказал, что вместе с ней отправляет в Россию частицу своего сердца. Кстати, еще одна золотая медаль досталась коллективу из Польши, откуда был родом Иоанн второй.

После конкурса в Ватикане любимый город встречал нас с оркестром на железнодорожном вокзале.

    Стал родоначальником флешмобов

— Я знаю, что вы одним из первых стали устраивать на улицах европейских городов музыкальные флешмобы, которые сейчас страшно популярны. Расскажите, как вы это придумали.

— Да, только тогда это называлось просто – «музицирование на улице». Были на конкурсе в Мюнхене в 2013 году. Последний ужин в кафе у городской ратуши. Мой студент говорит: «А давайте споем!» Мы запели, стали исполнять разные произведения, в том числе и советские, «Подмосковные вечера», например. Часть хористов уже после ужина разбрелась по площади, но, услышав наше пение, поддержала нас голосами. Получилось нечто потрясающее: прохожие останавливались и с восхищением смотрели на нас, аплодировали.

А однажды мы ждали электричку в метро Германии, куда мы возили большую программу, и запели. Боже, какая была реакция! Люди нас благодарили восхищёнными взглядами, аплодисментами. А вот в Праге нас, увы, не поняли. Были на экскурсии, проходили мимо полуразрушенного старинного здания в парке. Решили спеть в нем. И вдруг при исполнении третьего произведения к нам подбегает сотрудница парка и машет руками, мол, у нас запрещено. Кстати, гораздо позже, в 2016 году, я увидел, как вступает в метро на день полиции ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова. Это тоже был подарок публике, настоящее удивление. Видеоролик с этим флешмобом собрал в Интернете миллионы просмотров.  

— Четыре года назад народный камерный хор «Элегия» перестал существовать, но я знаю, что вы, несмотря на возраст, продолжаете музыкальную деятельность. Сейчас вы поете в церковном хоре при храме Блаженной Ксении Петербургской в Абрау-Дюрсо. И хор, как я знаю, тоже уже отметился на многих конкурсах.

— Настоятель храма Ксении Петербургской отец Сергий Кулаков, зная о моем опыте, пригласил меня в церковный хор. Сейчас это уже полноценный творческий коллектив. Я рад, что хоровое дело в Новороссийске живет.

           Итоги жизни подводить еще рано

— Много вырастили прославленных учеников, работая в музыкальном училище им. Шостаковича?

— Думаю, что много! Итоги жизни пока не спешу подводить. Первый мой выпуск был в 1972 году, ученики поступали в лучшие вузы – консерватории Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Саратова, Ростова-на-Дону, Одессы, Николаева, Харькова, Ташкента. Не устаю гордиться моими учениками. Юрий Чумаченко стал композитором, Дмитрий Тихонов пишет духовные сочинения, Вадим Виноградов трудится регентом, Вера Климова в Санкт-Петербурге поет, выезжает с гастролями за рубеж, Михаил Толчин работает на хоровой кафедре Саратовской консерватории. Ольга Чуприна также окончила этот вуз. Всех их, я уверен, ждет прекрасная музыкальная карьера.

       И другие не менее яркие победы «Элегии»

2008 г. —  диплом первой степени на концерте им. Шуберта в Вене (Австрия).

2012 г. – золотой диплом конкурса им. В.А Моцарта в Праге (Чехия).

2013 г. — диплом первой степени на международном фестивале «Баварская сказка» в Мюнхене.

2016 г. — серебряная медаль на Всемирных хоровых играх (Хоровая олимпиада) в Сочи.

P.S. На прощание прославленный музыкант выразил огромную благодарность городской администрации Новороссийска, управлению культуры города и Краснодарского края, лично Валерию Прохоренко, Владимиру Синяговскому, Александру Жирову, Людмиле Косторновой, Витольду Яцкевичу, Александру Шаталову, Наталье Майоровой, Анатолию Нилову и другим людям, помогавшим хору «Элегия».