Ведь работы фотохудожника Оксаны  Носковой вызвали особый интерес у зрителей.

Фотографии наших современников, сделанные по мотивам портретов великих мастеров, — это особое искусство. Сегодня очень многие пробуют себя в этом жанре «исторической реконструкции». Но работы Оксаны – не клише и не штамповка, как у некоторых приверженцев жанра. Как происходит эта магия, насколько глубоко она погружена в тему, корреспондент «НР» узнала, пообщавшись с автором.

Творческого человека видено сразу. В доме Оксаны многое сделано  ее руками и мужа, в том числе и сам дом. Интересная мебель, оригинальные детали интерьера, картины из бисера (вышивки делала мама Оксаны). На столе развалы ткани и вышивки. Это все – детали для будущих работ.

— После того, как с помощью моего коллеги по фотоклубу Александра Ирбе, мне удалось, так сказать,  осовременить картину Рембрандта – «Портрет благородного (восточного) мужчины», я задалась целью отснять в таком жанре каждого из членов нашего фотоклуба. Мне хочется таким образом сделать своим коллегам подарок и самой поработать в этом ключе. Сейчас, скажу по секрету, многие члены фотоклуба по моей просьбе отращивают бороды, чтобы быть «в образе». Я уже знаю с их слов весь процесс появления бороды, — смеется Оксана.-Первую неделю подбородок очень  сильно чешется, но это надо  перетерпеть. Ради искусства!

На самом деле мужчины гораздо охотнее соглашаются на исторические фотосессии, чем дамы. Мужчинам очень  интересны персонажи и сюжеты, которые я предлагаю. С дамами, как ни странно, сложнее.

Например, я вижу четкое внешнее сходство своей современницы с героиней какого-либо портрета. Но этого мало. Она себя в этой роли не видит. И ее душевное состояние не соответствует характеру  той эпохи.

— Каждому «историческому персонажу» нужны опреленные аксессуары, ведь надо воссоздать обстановку с картины. Получается, герой их ищет  для фотосессии сам?

— Ни в коем случае!  Всю эту атрибутику добываю я. От этого  получаю особое удовольствие, и никому свою работу не перепоручу! Вот, например, необходимо определенное кружево.  Я хожу по магазинам, перебираю и то, и другое. Вроде бы найдено подходящее по узору. Фотографирую – не то! На снимке оно выглядит слишком мягким, что ли. Поиски продолжаются до тех пор, пока не найдется именно то, что нужно.

Вы не представляете, сколько сложностей ожидает фотохудожника, работающего в жанре исторической реконструкции! Сейчас непросто отыскать даже обычную белую, без  рисунка, ткань. И вот, когда она мне понадобилась, знакомая принесла от своей бабушки целый мешок таких «раритетов». Была там и белая ткань, явно чье-то приданое.  Таким «случайно-неслучайным» образом ко мне попадают многие вещи. Словно Вселенная откликается на просьбы.

— Каких моделей вам интересно снимать?

— Я всегда за то, чтобы фотография несла в себе живую эмоцию. Вот пришел ко мне друг, весь расстроенный, раздерганный, в метаниях и раздумьях. Я сказала: «Замри!» А сама помчалась в комнату за фотоаппаратом. Получился прекрасный портрет мужчины в стиле роденовского мыслителя. Потом мы с другом и посмеялись, и пошутили. Проблемы, с которыми он пришел, позабылись. А вот портрет остался. И занял достойное место на выставке.

А  неинтересно мне снимать моделей, которые и без меня знают, как им встать и присесть, как улыбнуться, как выставить бедро и какая сторона у них «рабочая». Улыбка отточена, на всех снимках они получаются одинаково хорошо. Такие фото-сессии – не для меня.

Я стремлюсь, чтобы мои работы заставляли человека задуматься. Вот, например, фотография-загадка, сделанная в Абхазии, в пансионате «Грузия». Старые лестницы, ведущие … куда? Или идущие по спирали? На лестничном пролете – свернулась калачиком женщина.

Это фото заставляет поразмышлять. От кого «закрылась» женщина? Почему она «в раковине»? Или это поза уютно спящей кошки? По поводу  сюжета можно много рассуждать.

— Оксана, вы  практикуете и  съемки обнаженной натуры?

— Да, но для меня это способ раскрыть внутренний мир героя или героини. Многие женщины не уверены в себе, не любят себя и свое тело.  Хочется помочь им раскрыться. За такие фото я денег не беру.

На выставке есть портрет дамы, которой пятьдесят с хвостиком. У этой женщины – тело молодой девушки. Но она упорно не хотела разглядеть в себе эту красоту. А когда фото-работа получилась, она не сразу поверила увиденному. Получается, я выступаю в роли зеркала, которое помогает женщине увидеть свои несомненные достоинства не столько внешние, сколько внутренние. Для меня обнаженная натура – это обнаженная душа.

— А есть в вашем альбоме автопортерты?

— Очень много. Особенно часто делала их  во время карантина. Одна их них  —  «Макароновирус»  попала в топ лучших на одном из престижных фотоконкурсов. Запечатлела сама себя с множеством спагетти-антенн в волосах, получился такой нимб. Фото на лестнице – это тоже автопортерт.

— Оксана, понятно, что дел, которыми вы увлекаетесь по жизни, очень много?

— Я и швец, и жнец… как в той поговорке. Фотографией увлекалась с детства. И у меня, девочки из станицы, был даже свой, довольно неплохой фотоаппарат. По профессии я – модельер женской верхней одежды. Шью!

Вместе с мужем увлекались гонками на джипах. Я – в роли штурмана. Сейчас немного «выросли» из этой деятельности и стали уже судьями на таких соревнованиях. И это только самый скромный список моих увлечений.

Что касается серии «исторических» фоторабот, то она еще в самой начальной стадии. Очень хотелось бы благополучно завершить задуманный фотопроект!

Фото Анатолия Позднякова