Грязный мусор

Тема сортировки и захоронения отходов — очень важная и острая. Особенно для жителей села Борисовки, территория которого уже вплотную подошла к горе Щелба. Людей волнуют неприятный запах, мусор, который разлетается по округе, но самое главное — жители боятся, что ядовитый фильтрат разлагающихся отходов отравляет почву и реку Цемес.

Экскурсию по полигону провел главный инженер ООО «Терра-Н» Виктор Тимошенко. Он сразу уточнил, что на территории, принадлежащей предприятию, ведутся сбор, сортировка, обработка и размещение отходов. Ни о какой переработке речи не идет. Далее инженер подробно рассказал о каждой из составляющих этой деятельности.

На Щелбу везут мусор из двух городов — Новороссийска и Геленджика. Первый этап – это доставка отходов к месту сортировки. Тут все предельно ясно: на территорию въезжает груженая машина и через весы направляется к точке выгрузки. Строительные отходы, крупногабаритный мусор, обрезки деревьев идут на участок измельчения и попадают в шредер.  

Бытовой мусор, который подлежит сортировке, высыпают сначала на площадку, затем работники баграми направляют весь объем на движущиеся ленты.

Присутствующие обратили внимание на качество мусора – оно было ужасающим! Поясню: если целлофановый пакет полностью в вязких органических отходах, то его нельзя отправить на вторичную переработку. Такой пакет пойдет на полигон для захоронения. Экологи и общественники, которые имели возможность наблюдать работу мусоросортировочных заводов в других странах, подчеркнули, что мусор туда поступает чистым, потому что органические отходы не смешивают со всеми остальными. А потому более 90 процентов мусора идет на вторсырье. В Новороссийске этот показатель очень низкий.

— Для нас даже непринципиально сортировать пластик, бумагу, ветошь, это мы сделаем сами, — поддержал Виктор Тимошенко. – Самая большая проблема – органика. Важно, чтобы она не попала в бак со всем мусором.

На переработку — минимум

Сначала мусор поступает в сепараторы, где происходят разрывание пакетов и первичная механическая сортировка. Вся производственная линия расположена в ангаре относительно небольших размеров, но, по словам главного инженера, оборудование справляется с существующими объемами. Его мощность – 160 тысяч тонн в год.

После первичной сортировки идет ручная. На эстакаде с двух сторон от ленты стоят по 12 сортировщиков вторсырья. Ребята, а здесь работают только мужчины, женщин нет, отбирают текстиль, картон, полиэтилен, стекло и бросают в специальные отсеки под лентой.

Следующий этап – пакетирование: отобранное вторсырье перемещается на ленту и направляется в пресс. Готовые кипы пойдут на заводы для переработки.

К слову, нестерпимой вони в ангаре не было, никто из присутствующих не закрывал рот рукой и не выбегал в ужасе.

Большую часть хоронят

Но сортировка – это минимальный процент, большую часть отправляют на захоронение. Вот тут у экологов больше всего вопросов. И главный: какова судьба фильтрата, который образуется от гниющего мусора?

Виктор Тимошенко рассказал, что на каждой карте полигона существует дренажная система отвода фильтрата, которая связана с прудами-накопителями. Дно прудов покрыто геомембраной (это увидели все присутствующие) для недопущения проникновения жидкости в почву. После испарения и загустения концентрат снова отправляют на захоронение. Более того, специализированный институт дал заключение, что переливания стоков из накопительного резервуара нет.

Также главный инженер рассказал, что на территории функционирует несколько локальных очистных сооружений для хозяйственно-бытовых сточных вод.

Но, несмотря на то, что у предприятия есть все необходимые лицензии, сортировка и захоронение производятся в рамках существующих нормативов, глобально проблему это не решает.  И факт остается фактом: большая часть мусора остается на горе Щелба и не уходит на вторсырье.

Тут необходимо комплексное решение. Со стороны регоператора, который занимается вывозом мусора и доставкой его на полигон, — закупить необходимое оборудование для раздельного вывоза твердых коммунальных отходов. Чтобы не получилось, что мы разложим все в разные баки, а мусоровывозящая машина все свалит в одну кучу.

Важно и формировать экологичное сознание у людей, чтобы они не бросали в пакеты недоеденные борщи и остатки еды. Виктор Тимошенко сказал, что 45 процентов всех отходов – пищевые!

В планах ООО «Терра-Н» устройство климатических камер для компостирования органических фракций. Эти мероприятия включены в корректировку территориальной схемы обращения с отходами и будут реализовываться в инвестиционной программе после её утверждения. Установка климатических камер позволит утилизировать от 35 до 45 % органики и снизит количество размещаемых на полигоне отходов.

Необходимо заниматься и рекультивацией свалок. Это все крайне дорогостоящие проекты, город ими занимается, пытается войти в федеральные программы.  

Но самое главное – раздельный сбор мусора. Когда это произойдет, можно будет большую часть отправлять на переработку, а хоронить – минимум. Пока все с точностью до наоборот.