О добре и любви

Корреспонденты «НР» побывали на генеральном прогоне спектакля «Охота жить», поставленного по мотивам рассказов Василия Шукшина. Режиссёр – Георгий Цнобиладзе – специально приезжал из Санкт-Петербурга на репетиции, чтобы поработать с нашими актёрами.

«Охота жить» – это жизнь как она есть, со всеми её маленькими и большими радостями и печалями. Эмоции захватывают зрителя с самой первой минуты и не отпускают ещё долго.

Много актёров, много текстов, много действия. Зритель погружается в атмосферу семидесятых годов прошлого века. Кто не знает, как выглядели радиола и пластинки к ней, какой была мода того времени, сможет всё это увидеть. И услышать песни тех лет, которые актёры с любовью подбирали для нас, зрителей.

Каждый рассказ очень яркий и мудрый. И, если спросят, о чём вообще речь в спектакле, я бы сказала, что о любви. О любви к жизни, о любви к ближним и совсем незнакомым людям. Недаром же сказал один из героев: «Без добрых людей жизнь бы давно остановилась!»

Что касается актёров, то они превзошли сами себя. Но лучше, если вы это увидите.

Почти год театр был без зрителя, а зрители – без театра.

Как сказал журналистам Георгий Цнобиладзе: «Если зрителям понравится спектакль, хвалить будут, конечно же, актёров. А если нет – виноват я, режиссёр».

Три генеральных прогона прошли накануне премьерных показов под его чутким оком. На саму премьеру режиссёр уже не остался: дела.

Пьесу написали сами

«Охота жить» – особый спектакль хотя бы потому, что пьесы по рассказам Шукшина нет, её «сделали» совместными усилиями, считай, что с книжного листа.

– Сначала мы всем коллективом читали рассказы, «прикидывали на себя» героев, перелопатили всего Шукшина, – поделился подробностями театральной кухни главный режиссёр и художественный руководитель НМДТ Евгений Кушпель. – Замахнулись на 12 произведений, но потом поняли, что тогда спектакль будет очень долгим, а он и так немаленький. В итоге выбрали семь рассказов: «Светлые души», «Владимир Семёныч из мягкой секции», «Сапожки», «Стёпка», «Космос, нервная система и шмат сала», «Танцующий Шива» и «Охота жить». Наверное, по действию это самый насыщенный спектакль. В нём заняты 19 актёров, и каждому удалось раскрыться.

Думаю, никого не оставят равнодушным танец Олега Моисеева («Танцующий Шива»), где актёр легко садится на шпагат, пламенный монолог школьника, мечтающего стать великим врачом (Дмитрий Федотов), яркое перевоплощение Евгения Кушпеля-младшего в матёрого зэка, великолепная игра Ирины Булгаковой, Виктории Десятовой, Елены Вербицкой и всей замечательной команды.

А самым сложным сценическим заданием для всей труппы стала имитация алтайского говора. Как актёры-южане заговорили словно северяне? Это целая история!

– Георгий Цнобиладзе один из спектаклей ставил в северном городе Бийске и специально для нас съездил на родину Шукшина в село Сростки Бийского района. Там он раздобыл копию письма, которое мама Василия Макаровича писала сыну. А поскольку она была женщиной малограмотной, то писала фактически так, как говорила. Вот так, читая изо дня в день это письмо, мы переняли своеобразную речь. А теперь в обычной жизни очень сложно от этого специфического говорка избавиться, – смеётся Кушпель.

Реквизит – сплошной винтаж

– Отдельная тема – реквизит. Ситцевые халатики, в которых щеголяют актрисы, специально никто не шил. Собирали, что называется, с миру по нитке. Актриса Мария Федорко принесла три чемодана раритетных вещей времён семидесятых из дома своей бабушки. Это оказалось очень ценным подарком для нас, – отмечает собеседник.

В целом декорации, на первый взгляд, очень простенькие. Но попробуйте отыщите сейчас чисто белые простыни, табуреты, ружья, тазики и посуду того времени. Даже рукомойник! У нас весь этот винтаж есть. Сценографию продумал Алексей Ксенофонтов. Табуреты сколачивали наши ребята-актёры: Евгений Кушпель-младший и Максим Казаков, а также дамы: зав. постановочной частью Светлана Титова и художница Елена Пархомчук. Они же соорудили на сцене колодец, скамейки, – словом, взяли на себя всю плотницкую работу. Причём один из табуретов «с секретом»: во время сцены массовой драки он должен разлететься в щепки. На одной из репетиций фокус не удался: табурет раскололся пополам.

Единственная современная вещица в спектакле – это сапожки на шпильке. Таких в театре 12 пар. Достались от танцевального ансамбля «Колибри». Так что хватит на всех актрис. Но в спектакле они нужны Елене Вербицкой, которая, рекламируя товар за «целых 65 рублей», красиво отплясывает в синих сапожках.

Ещё одна тайна театральной кухни: всё, что едят и пьют актёры на сцене, настоящее, кроме водки.

– Есть эпизод, где мой герой возвращается с работы, а его супруга – её играет Виктория Десятова – собирает на стол. Так вот, суп в тарелке настоящий, блинчики – тоже. Так что я успеваю перекусить. Причём дважды: один раз на репетиции, второй раз – во время спектакля, – признаётся Евгений Кушпель. – Домой прихожу сытым. Кстати, суп был настоящий и на каждой репетиции. Готовили Виктория Десятова, которая приносила кастрюльки из дома, и супруга Максима Казакова – она каждый раз жарит вкусные пирожки для массовой сцены.

Формат спектакля – камерный, зрители сидят на сцене. Вот почему мы не можем делать вид, что водим ложками по тарелке или же жуём бутафорский пирожок, – поясняет Кушпель.

На подходе ещё премьеры

Многих интересует вопрос: во сколько же обошлось нашему театру приглашение столичного режиссёра «с именем»?

Как выяснилось, Георгий Цнобиладзе работал без гонорара, потому что любит Новороссийск и его зрителей, потому что здесь у него друзья-актёры.

Вообще, выход из карантина не застал наш театр врасплох. На подходе ещё премьеры. «Ревизор. Лайф», которую поставила режиссёр из Москвы Оксана Половинкина по пьесе Гоголя, и комедия «Осторожно, женщины!» А ещё «Белая комедия» (режиссёр Игорь Чайка).

– Минувший год был для нас сложным, – замечает Евгений Кушпель. – Многие актёры болели, затем снова выходили на репетиции. Помогали им в реабилитации врачи «больницы моряков» (ФГБУЗ «Новороссийский клинический центр Федерального медико-биологического агентства», – прим. авт.). Медики поделились и кое-каким реквизитом, за что им большое спасибо.

Санитарные ограничения ещё действуют. Разрешено присутствие в зале не более 43 зрителей. Все они смотрят спектакль в масках, предварительно обработав руки антисептиком.

Наш театр готовит для зрителей немало приятных сюрпризов.

Следите за афишами!