Юбилей – повод подвести итоги этого этапа жизни и творчества

ВСЕ РАБОТЫ художника сейчас хранятся в его квартире, здесь настоящий музей или выставочный зал. К сожалению, пока только для своих. Озираюсь по сторонам и ищу взглядом новые инсталляции. Александр даёт мне в руки ржавый иллюминатор с затонувшего в сентябре 1943 года военного катера, к которому фоном приклеены старинные монеты. Всех их он нашёл за минувшее лето. Александр поворачивает иллюминатор так, чтобы на него падал свет лампы, и я вижу нацарапанное на стекле имя – Коля Сотник. 78 лет прошло с момента, как морячок нацарапал ржавым гвоздём на стекле, может, последнее в его жизни послание. Грусть. Вот что я чувствую в этот момент. Как один вздох промелькнула чья-то жизнь.

– Сейчас я работаю над новым памятником под названием «Память о душах погибших солдат», – говорит мне Кампер. – Из осколков мин, найденных на горе Колдун, где велись ожесточённые бои, я варю трёхметровый крест. Установлю я его на нейтральной полосе фронта, там же, на Колдуне, ниже «шариков». Этот крест – память обо всех солдатах, погибших в этой мясорубке, чьи имена знает только Бог. Нашему социуму такой памятник не повредит.  

Александр Кампер уже десять лет является замруководителя группы оперативного реагирования Союза поисковых отрядов России и много лет занимается поисковой деятельностью. С момента окончания войны прошло немало времени, но богата ещё новороссийская земля на находки, которые художник талантливо складывает в композиции. Некоторые артефакты он передаёт в музеи. Школьному музею им. адмирала Лазарева поисковик отдал ядра, пули, гвозди с затонувших судов. А минувшим летом он нашёл в море на Центральном пляже 100-килограммовую авиабомбу времён войны и передал её сапёрам.

– Вот эту работу, которая называется «Эдельвейс», я хочу подарить родственникам австрийского сапёра или правопреемникам военной части, где он служил, – продолжает Александр, показывая мне свою инсталляцию. На ней разорванная в цветок мина-лягушка (шпрингмина) и жетон солдата, значок за ранение, пуговица от его кителя. Всё это Кампер и его коллеги-поисковики нашли в районе памятника «Колодец жизни», где в апреле 1943 года был настоящий ад.

Имя солдата пока не известно. Сейчас коллеги по увлечению помогают Камперу выйти на австрийцев.

– Я получил благодарность за свою деятельность от почётного члена клуба военачальников России, бывшего министра внутренних дел РФ, генерала армии Анатолия Куликова, с ним и его семьёй я много лет дружу. В этом клубе уже есть две мои работы. Это «Контрибуция» и 24-футовое ядро с вырастающей из него колючей проволокой с пушечного брига Черноморского флота «Паламед», который в 1848 году затонул в Цемесской бухте. А в 2010 году я Анатолию Сергеевичу дарил свою работу «Истории чистые страницы» в виде обгоревшей книги с пустыми страницами. Я планирую поехать в Москву и подарить клубу ещё одну мою работу «из старых» – «За Родину». Это инсталляция в виде очага из осколков и настоящей проржавленной до дыр кастрюли с прикреплённой солдатской ложкой, вырубленной воинами из металла разбившегося на Малой Земле штурмовика. Не это ли цена победы? – с горечью в голосе говорит художник.

«Контрибуция» тиражируется автором, работа стала настоящим хитом у современников: в кабинетах многих городских руководителей я видела эту композицию из двух подков, сложенных в виде значка доллара и скреплённых колючей проволокой, вырастающих из противопехотной мины. «Контрибуцию» Александр делает на заказ в двух цветах – чёрном и золотом.

– Такая же работа в чёрном варианте стоит у Президента России Владимира Путина, – удивляет меня Александр. Один знакомый его знакомого из Москвы, вхожего в кабинеты первых лиц страны, увидел «Контрибуцию» у ВВП.

– Это очень серьёзная работа по смыслу и форме, но я отношусь к ней как к ширпотребу. Она меня просто кормит, не даёт мне умереть с голоду, – улыбается свободный художник.

Поинтересовалась я, что чувствует житель Мысхако накануне такой красивой юбилейной даты – 55.

– Жизнь заканчивается, и я это понимаю, – грустно отвечает он. – И от этого мне совсем не радостно. Родился я в стране под названием СССР. А умирать придётся в другом государстве, среди людей другой культуры.

Поинтересовалась я и судьбой найденной в 1998 году Кампером терракотовой статуэтки Афродиты предположительно 1-2-го века нашей эры. Об этой удивительной находке в своё время писал и «НР». Александр вытащил фигурку греческой богини фактически из-под ковша экскаватора, который ровнял землю на берегу Мысхако под строительство коттеджей состоятельных людей. Земляные работы велись без согласования с археологами. Первый, кто прибежал на место, когда посыпались древняя керамика, медные украшения, – это Кампер. Афродита так и осталась на годы в коллекции Александра. Правда много раз художник выставлял статуэтку на различных выставках, её могли лицезреть новороссийцы, увлечённые историей. Неоднократно Камперу поступали предложения о продаже Афродиты в частные коллекции, но каждый раз он отвечал отказом.

– А я хочу, чтобы она уехала на историческую родину в древнегреческий город Танагра, что близ Афин, где на рубеже эр была самая высокоразвитая керамопластика, – сообщает Александр о своей мечте. И даёт мне подержать в руках не оригинал, а только гипсовую копию Афродиты.