Старт с точки

В декабре 2010 года в Новороссийске в первой городской больнице открылся Региональный сосудистый центр. Он начал работать в тестовом режиме: формировали команду, выделяли помещения и комплектовали их оборудованием, разрабатывали схему транспортировки и приемки пациентов с подозрением на инсульты и инфаркты. Они должны были попадать на диагностику и в операционные, минуя приемный покой, где всегда очередь из пациентов.

Можно с уверенностью сказать, что создавали центр с нуля. Так вышло, что много лет назад моей семье пришлось столкнуться с инсультом. Ни специализированных палат с койками, ни диагностического оборудования, ни препаратов – ничего. Пациенту с ишемическим инсультом спинного мозга пришлось лежать на продавленной сетчатой кровати. Из помощи – только плановый обход невролога и проверка рефлексов. А их в конечностях не было. Спасло только чудо под названием краевая больница.

Никто не верил

Так называемых сосудистых пациентов в городе не просто много, а очень много. Семьи, столкнувшиеся с таким страшным диагнозом, как инсульт или инфаркт, в результате которого наступила инвалидность или потеря близких, не верили в нашу медицину. Так и говорили: нас не спасут. Соглашусь, поверить после перенесенного ужаса было крайне сложно.

Два года назад я познакомилась с заведующей неврологическим отделением сосудистого центра Еленой Посоховой, она же — руководитель РСЦ. Молодая, но очень амбициозная. Такие приходят не только деньги зарабатывать, а добиваться успеха. Но в нашем случае понятие «увеличивать показатели работы отделения» — это спасенные жизни. Это люди, которые после инсульта не прикованы к постели и креслу, а могут вернуться на работу, в семью, к своим близким. Именно на увеличение этих показателей и начали работать.

Тогда стали делать тромболизисы – вид терапии, направленный на восстановление кровотока в сосуде за счёт «растворения» тромба. Это одна из самых эффективных процедур, если пациента привезли в ближайший час после наступления инсульта или инфаркта. Но сложная, ведь надо очень грамотно просчитать дозировку препаратов, учесть все сопутствующие факторы. Да и препараты – дорогостоящие – должны быть в наличии. И если ранее в год делалось всего несколько тромболизисов, то теперь их количество перевалило за сотню. 

Еще один уникальный специалист – Георгий Корелов – окончил знаменитый Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева. С такими дипломами остаются в столице, но нам повезло, и Георгий Ираклиевич захотел жить на юге. Теперь у него не просто команда уникальных рентгенхирургов, но и все необходимое оборудование, две операционные и уникальные операции.

Все было так быстро…

Еще недавно любая новость, которая появлялась на странице в «Инстаграме», об уникальных сосудистых операциях вызывала не радость, а агрессию. Понятную. Люди задавались вопросом: почему не спасли их близких? Почему не дали им шанс на нормальную жизнь? 

По комментариям людей можно четко понять и настроение, и реальную обстановку. Теперь все больше благодарят. А под последней статьей о работе рентгенэндоваскулярных хирургов появился комментарий. Цитирую: 

«Лежал две недели назад в сосудистом центре. Меня пронесло. Но видел, как эти ребята, как на конвейере, без остановок, круглые сутки спасают людей. Привезли с инфарктом человека — через 15 минут отвезли на операцию. Через полчаса привозят обратно. Дышит хорошо, чувствует себя хорошо. Через три дня вприпрыжку уже домой. Реально спасают десятками в день. Сам видел. Молодцы».

Я нашла возможность поговорить с человеком, который еще лежит в неврологическом отделении, еще не выписался. Но которого уже спасли.

— Я дома была одна, поднялось давление – 120 на 260, у меня такого никогда не было! Начала кружиться голова, ощущение, что я сейчас потеряю сознание, стало холодно, морозило, — рассказала Светлана Чесновская. Она сама вызвала «скорую», рассказала обо всех симптомах. Через 10 минут бригада была у нее дома. – Так жаль, что фамилию парня не запомнила, такой внимательный!

После все было очень быстро: еще в машине скорой помощи поставили капельницы, дали препараты, провели первичную диагностику. В больнице уже ждали: через отдельный вход завезли и сразу на каталку на обследование.

— Мне сообщили, что у меня инсульт. Тут же поставили капельницы, начали меня лечить. И постоянно возят на обследование: МРТ, УЗИ… А доктор у меня Кравцова, очень внимательная.

А если точнее

А если точнее, то цифрами Региональный сосудистый центр тоже может гордиться. Их предоставила пресс-служба первой горбольницы.

— В 2020 году в кардиологическом отделении РСЦ пролечено 1745 пациентов, выполнено 1534 коронарографии, 894 стентирования.

— В неврологическом отделении пролечено 1786 пациентов: 1346 с ишемическими инсультами, 221 с геморрагическими инсультами и 213 с транзиторными ишемическими атаками.

— Среди пациентов — 348 из г. Геленджика, 297 — Крымского района, 1135 — Новороссийска.

— Проведено 159 тромболитических терапий при ишемическом инсульте (для сравнения — 108 за 2019 год), 101 операция на сосудах шеи при стенозирующем атеросклерозе (каротидная эндартерэктомия) (60 — в 2019-м).

— Летальность от острого нарушения мозгового кровообращения снизилась с 18,8 % (2019 г.) до 16,9 % (2020 г.). Проведено 37 церебральных ангиографий (12 за 2019 г ).

— В 2019 году в РСЦ поступило оборудование на сумму свыше 100 миллионов рублей: аппарат МРТ, ангиограф и УЗИ-аппарат. В 2020 году в РСЦ Минздрав края передал оборудование на сумму около 20  млн руб. Это УЗИ-аппарат экспертного класса и 2 аппарата ИВЛ.

— В Региональном сосудистом центре работает 80 человек: 29 в кардиологическом отделении, 41 — неврологическом, 10 — отделении рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения.

Команда Регионального сосудистого центра. К сожалению, фотография не самого лучшего качества, сделана еще в доковидные времена. Тогда-то не было времени собираться вместе для фото, а теперь нет и подавно. Спасибо, что спасаете!