Только за сутки на улицы города и пригорода ушло 77 тонн песко-соляной смеси. Корреспонденты «НР» побывали в МБУ «Спецавтохозяйство» муниципального образования г. Новороссийск, чтобы выяснить, насколько готов город бороться с обледенением.

Для директора предприятия Норайра Аваляна первые сутки снегопада выдались напряженными, но на самом деле так бывает не только в те дни, когда на город обрушивается снежная лавина.

— Наша техника работает круглый год, а предприятие трудится в круглосуточном режиме, — рассказал Норайр Альбертович. – Например, в ночь с 13 на 14 января водители заступили на работу в ночную смену в 20 часов, и когда в 23 часа выпал снег, тут же выехали на линию. При этом, зная, что на перевале не должно быть коллапса, мы все равно выставили туда на дежурство тягач совместно с федеральной службой ДЭП (дорожно-эксплуатационным предприятием). На случай форс-мажора. Трасса «Новороссийк — Керченский пролив» — федеральная и обслуживает ее федеральное дорожное управление. Но тем не менее еще во время первого обледенения на перевале мы помогали техникой и людьми справиться с пробкой. Тогда на Волчьих воротах развернуло зерновоз, машина с прицепом забуксовала, перекрыв все полосы. Тот коллапс общими усилиями удалось ликвидировать. Убрали большегруз, полностью освободили дорогу.

— Норайр Альбертович, вот всем интересно, куда в первую очередь направляется спецтехника в случае гололеда?

— У нас определены 19 адресов, куда машины с песко-соляной смесью выдвигаются в первую очередь. Это, прежде всего, социально значимые объекты: больницы, поликлиники, школы, детские садики, станицы Раевская, Натухаевская, хутор Горный, а также Семигорье, села Абрау-Дюрсо, Мысхако. Наши знаменитые «бугры» тоже в этом списке: улицы Осоавиахима, Интернациональная, Октябрьская, Тобольская, где нередко стопорятся троллейбусы, и другие адреса.

— А говорят, что на Мефодиевке и Шесхарисе все эти мероприятия бесполезны, так как песок сдувает ветер. Это правда?

— Это очередной городской миф. На самом деле смесь соли и песка становится влажной, мокрой, тяжелеет, ветром ее не унесет точно. Но вот по весне наши машины-трансформеры превращаются уже в поливальные и водовозки. И тогда техника убирает с дорог водой все зимние «наносы».

— Очень часто при первом же гололеде люди начинают писать, что автохозяйство «спит», дороги не посыпаны и так далее. Как вы относитесь к такой критике?

— Она не обоснована. Так называемые «диванные тролли» есть всегда. Лучше бы вместо критики, если есть возможность и здоровье позволяет, поднялись и расчистили дорожки возле своих домов. Мы работаем по определенным маршрутам, выполняем заявки, которые присылает нам служба «Безопасный город». Да, понятно, что на каждый конкретный адрес мгновенно приехать не сможем. А люди порой задачи конкретные ставят: нам, пожалуйста, разгребите снег от этого дома до вот этого.   

Что касается того, что машины не работают, каждое утро присылается фотоотчет в нашу общую группу «Ручное и механизированное метение».

— Когда вы начинаете готовиться к зиме?

— Уже в августе устанавливаются графики, которые подписывают главы районов. Если не хватает песка и соли, пополняем запасы. Ведь такая смесь должна быть и на остановочных комплексах.

— Получается, что ваши сотрудники работают круглосуточно, не спят ночами?

— Режим труда и отдыха у водителей соблюдается неукоснительно, все маршруты отслеживает система «ГЛОНАСС». Круглосуточно работает в такие напряженные дни наша руководящая команда, — смеется собеседник, – потому что, действительно, приходится держать руку на пульсе. Вот, например, сегодня в садоводческом товариществе в Верхнебаканском не было света. Но поскольку многие люди проживают на дачах постоянно, наша техника – КамАЗ (он же – передвижная электростанция) – выдвинулась на подмогу.

В этом году благодаря помощи городских властей в нашем автопарке появилась новая машина, мы ее называем «Пчелка». Это универсальная коммунальная техника, очень компактная, может заезжать на площадь Героев, подметать и пылесосить. Да, в бункере у нее есть мощный пылесос. Может и снег убирать. Причем это отечественная техника, ее делают в Кургане на предприятии «Кургандормаш».

Всего в «Спецавтохозяйстве» работает 120 единиц техники. Это 16 пескоразбрасывателей — КамАЗов и ЗИЛов, и другие машины. 

— Чем еще занимается автохозяйство?

— За последнее время сфера деятельности нашего предприятия расширилась и продолжает расширяться. Мы занимаемся благоустройством дорог в сельских округах, грейдированием сельских улиц. Сейчас нам передают и санитарную уборку, и работы на придорожной сети. И мы будем заниматься наведением порядка на придорожных территориях, включая зеленые зоны. Это немалые дополнительные объемы. Например, на улице Героев Десантников от дороги идет зеленая зона, потом – тротуар, потом – опять зеленая зона.

При этом мы зарабатываем внебюджетные средства, оказывая услуги населению, давая технику для различных нужд.

— Дезинфекцией дорог во время карантина тоже занималось «Спецавтохозяйство»?

— Да, мы были готовы к этому и выполнили распоряжения губернатора Краснодарского края и городских властей. Улицы мыли специальным раствором, состоящим из воды и хлорида калия.

— У города есть запасы соли и песка?

— Всего на зиму в среднем требуется 500 тонн соли и 4 тысячи тонн песка. В настоящее время песка запасли свыше 4 тысяч тонн, соли – 369 тонн, но будем еще запасаться.

— Какие нештатные ситуации случаются в вашей работе?

— Недавно на Анапском шоссе дерево упало на припаркованную машину. Мы получили сигнал от службы «112» и выехали на место. Дерево, к счастью хозяина машины, еще полностью не рухнуло, автомобиль помяло незначительно. Но автовладелец в первую очередь начал шуметь на наших работников. Кстати, вот так незаслуженно сотрудникам «Спецавтохозяйства» достается нередко. Например, машина расчищает дорогу от снега, грязь попадает на припаркованные вдоль дороги автомобили, чьи хозяева ругаются. Но ведь надо с пониманием относиться к ситуации.

Недавно случилось ДТП в Кирилловке. Легковушка въехала в столб, пришлось нам менять опору. И таких случаев, которые вы называете нештатными, у нас насчитывается немало. Это уже рабочие будни.

— Как мы поняли, у вас работают механики – золотые руки, которые трансформируют машины для каждого сезона.

— У нас еще и свои сварщики работают. Например, на набережной их руками изготовлены торшерные опоры под красивые фонарики. Ведь наружное освещение – это тоже наша сфера деятельности. И красивый новогодний город с украшениями, которые сверкают и переливаются, предстал таким ярким благодаря и нашим стараниям, в том числе.

Мы покидали предприятие в тот момент, когда началось рабочее совещание. Город готовится к похолоданию, и надо учесть все, чтобы не допустить катаклизмов.