А могло ли быть иначе?

Валентина Лосева родилась в Новороссийске, окончила с золотой медалью 22-ю школу (в те годы считавшуюся одной из самых сильных в городе) и уже в 5-м классе приняла решение стать врачом. Получить хорошее образование – это была её цель. Родители, две бабушки и одна медсестра сыграли главную роль в выборе профессии.

Первое «медицинское» воспоминание связано с третьей городской поликлиникой, где работала одна из бабушек. Научившись читать в 4 года, Валентина доставала там из шкафов большие, чуть ли не 18-го века букинистические книги по медицине, атласы, сдувала с них пыль и читала, совсем ничего не понимая. Восторг от тех фолиантов остался на всю жизнь.

фото Анатолий Поздняков

Одна из бабушек была врачом-инфекционистом, её сестра – тубологом  (врач, который занимается лечением туберкулёза), а папина мама работала в буфете 1-й горбольницы. Скажете, никакого отношения к профессии? Да нет же. После садика, потом после уроков в школе маленькая Валя приходила в буфет, который располагался на одном этаже с рентген-кабинетом, лабораторией, классом для студентов-медиков, и попадала в особую атмосферу. Это было такое своеобразное околомедицинское пространство, и девочка удивлялась: час обеда, нерабочее время, а у врачей все разговоры только о пациентах.

Это, наверное, судьба, но, уже получив высшее образование и пройдя серьёзный трудовой путь, Валентина Лосева пришла в 1-ю горбольницу начмедом  (начальником по медицинской части) и работала на том самом этаже, где прошло её детство. И поход на работу – это двойная радость – и от предстоящего интересного трудового дня, и от детских светлых воспоминаний.

А ещё из детства – образ медсестры 6-го участка 5-й поликлиники, которая приходила к её дедушке, инвалиду войны. Она была настолько терпелива и участлива к пожилому, с непростым характером пациенту, что запомнилась Валентине своим отношением к людям на всю жизнь. И опять случайное-неслучайное совпадение: когда Лосеву назначили заведующей терапевтическим отделением 5-й поликлиники, они с медсестрой из детства оказались в одном коллективе. Было очень приятно.

Абрау-Дюрсо – культурная столица в миниатюре

С больницей в Абрау-Дюрсо Валентина Юрьевна до назначения знакомилась во время плановых проверок, в которых пришлось участвовать. А каково возглавить больницу в селе?

 – В селе? Да, по территориальному и административному признаку Абрау-Дюрсо – село. Но не по своему статусу и образу жизни! Я бы назвала Абрау-Дюрсо такой малой культурной столицей территории.

Село за последнее время помолодело, больше 55 процентов жителей – это люди трудоспособного возраста.

Насколько я успела узнать, школа и детский сад здесь достойного уровня. Показатель – если люди, работая в городе, отправляют детей в сельский сад и в сельскую школу, это довольно высокая оценка социальной сферы посёлка.

Кто не стоял «на крючках» – врачом не станет

Высшее медицинское образование Лосева получила в Харькове, это была одна из сильнейших профильных школ на постсоветском пространстве. Уже на 3-м курсе подрабатывала в больнице санитаркой.

– Тогда все подрабатывали. И не столько из-за денег. Считалось, что, если ты в практическом здравоохранении и не подрабатываешь в стационаре, не стоишь «на крючках» во время операций, ты не хочешь стать и, скорее всего, и не станешь врачом.

После получения диплома врача и специальности анестезиолога-реаниматолога по распределению попала в сельскую больницу в 22 километрах от Харькова. А там, по поговорке, любой врач – и швец, и жнец. Случалось всякое. Валентине нравилось много работать. Но произошло так, что по состоянию здоровья она была вынуждена уйти из лечебного дела, пройти переподготовку:

 – Работать плохо не могу, но ведь нельзя уйти от больного, надо дать ему всё, а у тебя – сил нет. И отдыхать надо, а ты не можешь, душа болит: как он там?

Когда на Украине стало неспокойно, Лосева вернулась к родителям в Новороссийск. И пошла работать в железнодорожную больницу.

– В 2011 году она считалась лучшей плановой больницей в Новороссийске. Я работала врачом-терапевтом цехового участка. Это было новое для меня направление – я старалась вникнуть во все нюансы, впервые познакомилась здесь с информационными технологиями в медицине. Больница работала в лучших традициях диспансерного наблюдения. Руководство железной дороги было заинтересовано в здоровье своих работников.

Профилактике болезней доктор Лосева отводит важнейшее место во всей системе медицинской помощи людям.

– Вопрос в том, насколько серьёзно к профилактике относятся доктора и пациенты. К доктору пациент может прийти с одним заболеванием, а тот прозорливым взглядом увидит зачатки другой болячки. Это ещё не болезнь, может быть, но ты, пожалуйста, укажи человеку, на что обратить внимание, дай совет. Убеди, что сначала нужно немедикаментозное лечение, а только потом – таблетки. Пациент должен этому поверить. Поверить, выполнить рекомендации врача и вернуться к доктору. Тогда вся работа ненапрасна. Вот именно в этом я вижу свою задачу.

И ещё её твёрдое убеждение: нельзя в заботе о здоровье останавливаться на полпути.

– Женщина же, к примеру, всегда выкроит время, чтобы купить себе новую помаду, сделать маникюр. Почему же на заботу о своём здоровье времени часто не находит? У меня было достаточно пациентов, которые не понимали необходимости и отказывались от профилактического лечения, ведь у нас привыкли лечиться по принципу «когда петух клюнет». Но неужели не понятно, что лучше уделить себе 10 дней и полежать в стационаре в плановом порядке сегодня, чем попасть туда экстренно через некоторое время?

Больному человеку можно простить всё

На мой взгляд, думаю, меня поддержит и большинство новороссийцев, тому, кто поработал в 5-й поликлинике, уже и в профессиональном, и в человеческом плане бояться нечего. Прошёл, как говорится, огонь и воду.

Валентина Юрьевна работала в самой большой поликлинике города заведующей терапевтическим отделением, а потом заместителем главврача по качеству оказания медицинской помощи.

– Ко мне обращались по любому поводу – от скользких ступенек, потери карты в регистратуре, отсутствия талонов до разборов лечебно-диагностического процесса. Тут было важно оказаться и в шкуре пациента, и в шкуре истощённого терапевта. Ведь в таком состоянии доктор может любую претензию в свой адрес воспринять как личную обиду. Надо было выслушать пациента, проанализировать ситуацию, выявить недостатки. Может быть, взять паузу и только на следующий день в комфортной обстановке пообщаться со специалистом, выяснить правду. И вынести решение. Но всегда, честно вам скажу, в пользу больного. Ведь больному человеку можно всё простить. Все мы ранимы в состоянии нездоровья. Я всегда говорила врачам: «Вы – почти священник. Куда ещё человеку идти со своим горем?»

После 5-й поликлиники была 1-я горбольница.

– Когда я получила предложение там поработать, я воспряла духом. Я, честно говоря, уже устала от рутинной работы. Я же из стационара, там начинала медицинскую карьеру, стационар – это как призвание! Тут меня подкупило планов громадьё, живая работа. Это была очень важная ступень в совершенствовании и как врача, и как руководителя.

Я не удержалась и спросила у Валентины Юрьевны: а как же многочисленные негативные отзывы пациентов о качестве медицинской помощи, оказываемой в главной больнице города? Когда пишут: «В Новороссийске медицины нет»?

– Мне всегда больно такое читать. Я проработала в больнице почти два года и могу утверждать: медицина в Новороссийске есть! И суперспециалисты есть. Чего стоит только работа Регионального сосудистого центра – он занимает 2-е место в крае по количеству чрескожных коронарных вмешательств, летальность в отделении не выше среднекраевых показателей – в этом заслуга маленького коллектива и руководства. Нейрохирурги – молодой коллектив с золотыми руками – проводят операции краевого уровня, об этом, кстати, часто пишет «Новороссийский рабочий». А детская хирургия и отделение сосудистой хирургии – вторые по уровню в крае. Есть в больнице такие урологи, которые в экстренном порядке берутся за операции, которые в крае предпочитают выполнять планово. Про каждое отделение могу много рассказать. Горжусь ими, моими коллегами. Я вообще, когда вижу человека среднего возраста в белом халате, всегда радуюсь. Молодёжь – понятно. Они выходят замуж, часто меняют специализацию, становятся косметологами, массажистами. Это их право. А те, кто в боевом, энергичном возрасте продолжает оставаться у постели больного… Низкий поклон им, от санитарки до руководителя.

Конечно, руководить таким, да и любым коллективом, – не просто. Ресурс один, и надо грамотно его распределить. Ведь пациенту всё равно, как врач сумел ему помочь. За три дня или за 14, одной капельницей или несколькими. Ему должно стать лучше. И слова больного: «Спасибо, мне стало легче!» – для меня, например, лучшая похвала.

Ковидная история

– Обстоятельства таковы, что нам придётся с этим жить, и надо учиться этому. Учиться заботиться о своём здоровье, заниматься укреплением иммунитета, своевременно обращаться к врачам. Часто панические настроения у пациентов могут возникнуть просто оттого, что он сам поставил себе диагноз. Мы сможем адаптироваться к новой ситуации, – уверена главный врач. – Вот диабетики – модифицировали свой образ жизни и живут долго и счастливо. Наша жизнь должна перестроиться. Нам надо подходить к этому спокойно и взвешенно. Особо уязвимы перед новым вирусом оказались те, кто не всегда или никогда не уделял внимания своим хроническим болезням – сердечно-сосудистым в первую очередь. И моя задача, наша задача – пациентам с хроническими заболеваниями сердца и сосудов продлить жизнь, снизить риск тяжёлого течения коронавируса.

Лечение ковида ничем не должно выделяться из общей системы лечения. Это – ковид, это – инфаркт, а это – ревматизм. Тоже болезнь, не хуже и не лучше. Минздрав России подготовил уже девять рекомендаций по тому, как лечить новый вирус, по взаимодействию лечебных организаций. Каждый раз появляются новые моменты, чётко расставлены приоритеты, алгоритм действий.

– А правда, что вы тем, кто подозревает у себя ковид, дали свой личный номер телефона?

– После 16.00 в субботу и воскресенье звонки на телефон горячей линии нашей больницы: 8-800-201-97-61, переадресуют на меня. Я готова отвечать за каждое своё слово.

– А как вы думаете, что бы сказала ваша бабушка-инфекционист, если бы была жива, по поводу эпидемии?

– Характер у бабушки был твёрдый. И в доме был культ чистых рук. Руки хозяйственным мылом нужно было вымыть до скрипа, чтоб хрустели. Дома всегда было прохладно, бабушка регулярно проветривала, я мёрзла даже, а она ходила в лёгкой одежде, она закалялась, делала зарядку. И всегда говорила: «Всё в твоих руках!»

Программа действий

К нашей встрече Валентина Юрьевна подготовила программу действий на ближайшее время. Честно скажу, не у каждого кандидата в депутаты всё так чётко, продумано и структурировано. И нет пустых обещаний. Вот лишь некоторые цели на ближайшую перспективу:

— укрепить лечебно-диагностическую базу больницы;

— приобрести спирометр (прибор для измерения дыхательной способности лёгких) кислородного конденсатора для проведения кислородотерапии и приготовления кислородных коктейлей, портативные аппараты для измерения биохимических показателей крови;

— продолжить лицензировать виды деятельности, необходимые для сельской больницы;

— развивать телемедицинские технологии, увеличить консультации пациентов специалистами 1-й горбольницы и краевых учреждений;

— дальнейшее развитие гериатрической помощи на селе;

— укрепление и развитие социального партнёрства между больницей и бизнесом. Здесь у коллектива есть надёжное плечо – ЗАО «Абрау-Дюрсо». На протяжении нескольких лет Фонд «Жизнь Абрау-Дюрсо», созданный по инициативе Бориса Титова, оказывает нам неоценимую помощь. У больницы уже появились машина для оказания медицинской помощи на дому, аппарат УЗИ экспертного класса и многое другое. Есть серьёзные планы и на 2021 год;

—  во взаимодействии с социальными партнёрами, минздравом края, администрацией Новороссийска и сельского округа Абрау-Дюрсо планируется построить современные фельдшерско-акушерские пункты в Северной Озереевке и Больших Хуторах.