Согласитесь, для многих эти дни стали испытанием на прочность. Некоторые специалисты уверены, что карантин пошатнул и устои семьи. Не все ячейки общества успешно пережили эти сто дней самоизоляции.

Погрязли в спорах и склоках

На днях корреспондент «НР» попала на семинар, который проводило сообщество многодетных семей «Единая семья», выигравшее грант на оказание бесплатной юридической помощи многодетным Новороссийска. В рамках гранта запланирована серия семинаров по разным темам. Первая – влияние пандемии на семью.

Инициатором этого проекта стала лидер объединения Татьяна Кузюткина, она и рассказала, почему ей пришла в голову такая идея. Оказывается, в период самоизоляции и карантина, когда большинство вынуждено было сидеть дома, Татьяна и ее единомышленники занимались помощью многодетным семьям, развозя продуктовые наборы, предоставленные разными спонсорами. Также координаторы «Единой семьи» принимали звонки от семей, которые оказались из-за пандемии в сложной жизненной ситуации. Всего, констатирует Татьяна, было более 700 обращений от семей, которые взывали о помощи.

— Мы, развозя продукты, видели, что даже благополучные семьи оказались в критической ситуации. Самая большая проблема была в семьях, где единственный кормилец – отец — остался без работы, при этом нужно было платить текущие коммунальные платежи. Туго было семьям, не имевшим своего жилья и вынужденным снимать квартиры. Ведь от арендной платы их никто не освободил. Третья проблема – многие семьи не смогли в самоизоляции справиться с нагрузкой, связанной с образовательным процессом детей. Для некоторых это был настоящий кошмар! Не в каждой семье было несколько компьютеров, чтобы могли одновременно заниматься дети и работать на удаленке родители. Многие семьи погрязли в ссорах и склоках, выяснении отношений. Большинству была нужна психологическая поддержка, — констатирует Татьяна Кузюткина.

Это подтолкнуло сообщество многодетных семей разбираться в ситуации. Был сделан запрос в органы загса. Цифры не то что шокировали, скорее, подтвердили предположения. В июле в новороссийский загс было подано 49 заявлений на расторжение браков, в августе – 72 заявления. Это в два раза больше, чем в марте, когда было подано 34 заявления.

— Мы решили провести для новороссийцев серию семинаров, где бы они могли получить ответы на интересующие их вопросы, научиться, как справляться в кризисной ситуации, получить психологическую поддержку, — говорит Кузюткина.

На первый семинар были приглашены самые разные спикеры – психологи, юристы, представители отдела по борьбе с правонарушениями подростков.

Учитесь правильно ссориться!

Психолог Елена Диденко учила присутствовавших на семинаре правильно ссориться, точнее, выяснять отношения. Оказывается, мы, обыватели, ссориться не умеем. Традиционно мы начинаем друг друга обвинять, припоминать прошлое (что было 10 лет назад), кто что когда-то сделал либо сказал. Нужно запомнить, что припоминать былое – самая главная ошибка в споре. Нужно четко формулировать то, что нужно сделать здесь и сейчас. Не копить в себе недовольство, а высказывать сейчас же.

— Самое главное отличие взрослого человека от ребенка – что он умеет договариваться. Супруги должны договариваться друг с другом. Фразы из серии: «Тебе на меня наплевать», «Я тебе неинтересна», «Это твое воспитание» — нужно навсегда исключить из лексикона, — учила психолог.

Не самоизоляция, а уединение для самовосстановления!

И вот еще один полезный совет, который должны усвоить, скорее, отцы семейства. Из-за самоизоляции у многих людей просто не осталось возможности побыть в одиночестве. Да и после отмены карантина матери редко остаются наедине с собой и своими мыслями, вынужденные исполнять родительские обязанности денно и нощно.

— Каждый человек должен иметь возможность провести какое-то непродолжительное время в уединении. Это необходимо для самовосстановления. Супруги должны это понимать и помочь предоставить для этого время партнеру, взяв на этот период обязанности о детях на себя, — говорит Елена Диденко.

Как бы это болезненно ни звучало, в первых строках запроса многодетных семей было юридическое консультирование. Татьяна Кузюткина говорит об этом сдержанно и с горечью в голосе: к сожалению, зачастую женщины интересуются, на какие алименты она будет претендовать в случае развода.

Разводиться тоже нужно уметь

— Мы пропагандируем крепкие семьи, стараемся помочь супругам разрешить противоречия, поэтому говорить о разводах не очень удобно, — объясняет Татьяна.

Однако это жизнь. Юрист Кристина Чеканова рассказывала, на какое время может затянуться бракоразводный процесс и на какие алименты может претендовать супруга с детьми. Юрист не скрывает правды: к сожалению, некоторые отцы после развода намеренно переходят на более низкую заработную плату, чтобы сумма алиментов была ниже. Самый идеальный вариант в случае развода – это нотариально заверенное соглашение о фиксированной сумме алиментов – не нищенской выплаты, а нормальной сумме, на которую реально содержать детей. Но подобные соглашения в наше время, к сожалению, — огромная редкость, констатирует юрист.

 Начальник отдела обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Восточного внутригородского района Сабина Недзвецкая порадовала тем, что детская преступность в период карантина снизилась. Зато выросли показатели по детскому травматизму в пределах квартиры. И еще один примечательный для нас, родителей, факт: показатели по ранним беременностям в карантин пошли вверх. Делаем вывод.

Последствия пандемии сильно преувеличены?

Однако не все специалисты согласны с тем, что институт семьи сильно подорвала пандемия. Психолог Светлана Гузева говорит, что трехмесячный карантин – это ничто по сравнению с лихими девяностыми, когда семьи не знали, чем накормить детей завтра.

— Кто пережил девяностые и остался на плаву, тем трехмесячный карантин не страшен, — говорит мне Светлана Викторовна. – Это, скорее, испытание семьи на прочность. Да, были некоторые временные сложности с деньгами, обеспечением семьи. Самым сложным, по нашей информации, было онлайн-обучение, не все взрослые, а тем более дети, смогли вникнуть в эту систему. Но те семьи, где и раньше занимались детьми, карантин не стал жутким испытанием.

— Проблема, скорее, в том, что современные люди привыкли к внешним развлечениям. Остаться с самим собой, без удовольствий им было непросто, — продолжает Гузева. — Хотя многие люди восприняли карантин как возможность к самообразованию, повод сделать те дела, на которые в обычной жизни не оставалось времени и сил.

— Институт семьи в России очень крепок,  а проблема разрушения семьи из-за пандемии сильно преувеличена, — продолжает психолог. — Семьи не смогли разрушить первые годы советской власти, когда семья ломалась на уровне государственных декретов. Нам, русским, не стоит бояться распада семьи, в нашем менталитете этого в ближайшие годы не случится, а тем более в менталитете армянских и еврейских культур.

Какие бесплатные семинары можно посетить еще в ближайшее время

  • Семинар о социальных льготах и выплатах, положенных семьям в период сложных жизненных ситуаций.
  • С сентября начнет работу школа юристов для детей с 1-го по 11-й классы «Имею право знать».

Записаться на семинары и обучение можно по телефону координатора: 8-988-310-39-56.

Бесплатную юридическую помощь можно получить по телефону: 8-988-667-00-36.