Новороссийск часто становился не только съемочной площадкой, но и местом действия российских фильмов. Вот лишь некоторые примеры.

              Горстка моряков сделала невозможное

Политрук Иван Мирошниченко, павший в боях за Новороссийск при высадке десанта и похороненный в братской могиле села Мысхако, стал известен благодаря своей статье «Бессмертный подвиг 25 краснофлотцев», опубликованной в конце августа 1942 года в газетах «Красный флот» и «Правда».

     Бесстрашный отряд

Описанные подлинные события из фронтовой жизни вскоре легли в основу сценария, написанного писателем Леонидом Соловьевым для фильма «Иван Никулин – русский матрос».

Сюжет фильма рассказывает о двадцати пяти матросах, возвращавшихся на Черноморский флот из тыловых госпиталей. Эшелон, на котором находились моряки, был атакован вооруженной до зубов немецкой авиадесантной группой, численность которой в три раза превосходила черноморцев. У фашистов были автоматы и пулеметы, у матросов – ножи и крепкие руки. Организованность, отвага и военная смекалка горстки моряков помогли совершить невозможное. Десант был полностью уничтожен. Воодушевленные своим успехом черноморцы объединились для дальнейшей борьбы в партизанский отряд, во главе которого стал флотский минер Иван Никулин.

Обследовав район первой схватки, они установили, что немцами подготовлена посадочная полоса для встречи второй, более мощной группы десанта. Было принято необычайное по своей простоте и смелости решение – выложить посадочные знаки и привлечь на себя противника.

Расчет Никулина полностью оправдался: вскоре отряд принял второй бой, завершившийся еще более блистательной победой моряков. На могиле погибшего комиссара отряда Василия Клевцова и его двух товарищей матросы поставили часть фюзеляжа взорванного ими в бою «юнкерса» с надписью с волнующим текстом: «Товарищи, когда придет время, поставьте памятник на этой могиле. Здесь лежат погибшие за честь и достоинство нашей Родины моряки-черноморцы Клевцов, Коновалов, Серебряков».

     Где-то на пути к Новороссийску

Газетная публикация политрука Мирошниченко не прошла незамеченной. Ее героями заинтересовался Верховный главнокомандующий И. Сталин, распорядившийся выяснить и уточнить обстоятельства и детали описанных событий и представить героев к правительственным наградам. Но осуществить это по горячим следам не удалось. Кубань, где происходили события, к тому времени была уже оккупирована, а автора очерка перебросили на другой участок. Иван Мирошниченко погиб 10 сентября при штурме Новороссийска, о чем написал его боевой коллега, военный журналист Евгений Каменецкий в трехтомнике «В редакцию не вернулся…».

Судя по дате публикации очерка – 29 августа 1942 года, к тому времени германские войска уже подошли к самому Новороссийску. Наверняка описываемые в очерке события были как-то связаны с продвижением врага к Цемесской бухте, но в самом очерке ответа не найти: газеты того времени не имели права публиковать сведения о путях передвижения, местах и пунктах боев или дислокации войск, даже если речь шла о небольших подразделениях, каким, в сущности, являлся отряд Никулина.

     Пусть вся страна узнает героев!

Любопытен и факт публикации такого материала одновременно во флотской газете и главном печатном органе ЦК партии, что само по себе было явлением редким и неординарным. В передовой статье «Правды» говорилось по этому поводу: «Сегодня публикуется корреспонденция о беспримерном подвиге 25 черноморцев, возвращавшихся после лечения в свои части и в пути вступивших в бой с воздушным десантом врага. Моряки истребили 68 гитлеровцев, взяли в плен 12 и, захватив у них оружие, продолжали преследовать врага. Черноморцам удалось уничтожить два «юнкерса» и заставить сдаться в плен десант с третьего самолета. Пусть вся страна от края и до края узнает о героизме этих чудо-богатырей!»

Немцы бросили против маленького отряда и группу танков. На центр отряда, где находился Иван Никулин, мчались десять тяжелых машин, которые шли лентой по узкой лощине.

Остановил продвижение врага минер Иван Никулин, совершивший бессмертный подвиг. Обвязавшись гранатами, он бросился под ведущий танк. Машина взорвалась. На нее наскочили задние, врезаясь друг в друга. Выскочившие из танков экипажи были истреблены огнем моряков.

     Автор Насреддина и Никулина

Автор сценария фильма, историю создания которого подсказала газетная публикация Ивана Мирошниченко, Леонид Соловьев во время войны также являлся военным корреспондентом газеты «Красный флот» и неоднократно посещал Новороссийск. Более того, вскоре после освобождения Новороссийска в полностью разрушенном городе снимался фильм «Я – черноморец», автором сценария которого тоже был Леонид Соловьев, известный к тому времени всей стране как автор своего самого значительного произведения – «Повести о Ходже Насреддине».

Художественные находки Соловьева помогли дополнить киноповесть целым рядом недостающих звеньев, усиливающих правдивость событий и чувств. Многие эпизоды решены в стиле традиционных матросских баек, которые произносят популярные в то время артисты Борис Чирков, Всеволод Санаев и Эраст Гарин.

Главную роль – минера Ивана Никулина – сыграл актер Иван Переверзев, которого в то время хорошо знали в Новороссийске как исполнителя главной роли в фильме «Морской ястреб». Съемки этой кинокартины проходили и в нашем городе.

В исполнении И. Переверзева командир моряков очень обаятелен – мужественное лицо, могучая фигура, неторопливая волжская речь.

     «Сделайте из него настоящего матроса»

Сам Переверзев вспоминал, что в съемках принимали участие приглашенные в студию молодые моряки из морского экипажа, которых отобрал режиссер для участия в картине.

«Это оказались удивительные люди! – отмечал актер. – Каждый из них прошел огромную жизненную школу в той суровой войне. Были среди этих матросов даже такие героические люди, которым приходилось участвовать за день в шести штыковых атаках! Когда они появились у нас в съемочной группе, как раз привезли для актеров морскую форму и меня в эту форму одели. Выглядел я в ней, по сравнению с ними, прямо скажу, неважно. И тогда режиссер, указав на меня, предложил им: «Сделайте из него настоящего матроса». Моряки словно ждали приказа и тут же принялись за меня основательно. И на протяжении всего времени съемок ревностно следили, чтобы я, как говорится, не уронил чести и достоинства звания матроса».

     Фильм, обогативший киноискусство

Примечательно, что «Иван Никулин – русский матрос», вышедший на широкий экран за несколько недель до окончания Великой Отечественной войны, стал одним из первых советских фильмов, снятый новым, трехцветным способом, разработанным советскими специалистами. Это было крупным успехом отечественной научно-технической мысли, обогатившей палитру нашего киноискусства.

Выпущенный фильм имел огромный успех у зрителей. Детвора военного времени «играла в Никулина», как в довоенное время «играли в Чапаева». Подвиги главного героя и его боевых товарищей-черноморцев стали символом патриотизма, храбрости, удали, олицетворением славных традиций отечественного флота.

     В напряженные дни войны  

Известной стала и песня из этого фильма — «На ветвях израненного тополя», которую написал композитор Сергей Потоцкий на стихи Алексея Суркова, созданные им в июне 1943 года. Исполнил песню Борис Чирков. Она впоследствии была записана на грампластинку Московским трестом местной промышленности Коминтерновского района под аккомпанемент ансамбля под управлением А. Цфасмана.

Борис Чирков отмечал, что «не только для меня и Переверзева, но и для всех, кто участвовал в картине, это была особенная работа. Ведь создавалась она в самые напряженные дни Великой Отечественной войны и рассказывала людям, всему народу о героических подвигах тех, кто защищал нашу Родину».