Оборонительная конструкция, которой примерно две тысячи лет, недавно вошла в туристический маршрут «Античная тропа». Какие открытия может таить в себе башня, в официальных исторических справках носящая имя «Башня Лиманчик», остается только предполагать – ведь до сих пор она археологами не исследована!

Путь к ее развалинам проходит по проселочной дороге из Абрау-Дюрсо на Круглое озеро. Понадобится включить фантазию, чтобы представить, каким мощным было сооружение в античности, как жил ее небольшой гарнизон, как готовился отражать нападения врагов.

Фото Анатолия Позднякова

Скорее всего, высота этой небольшой крепости составляла около 10 метров, площадь могла достигать 100-150 квадратных метров. У башни были мощные стены, сложенные из местного песчаника.

Сегодня, спустя века, некогда грозная башня представляет собой груду камней разных размеров на площади около 450 квадратных метров. В середине – впадина, где до сих пор встречаются фрагменты амфор и пифосов.

Могила легендарного Веделя

Эдуард Августович Ведель – автор самых знаменитых тихих вин Абрау-Дюрсо: «Каберне Абрау» и «Рислинг Абрау». Его имя можно с полным основанием поставить в один ряд с именами столпов российского виноделия, таких как Федор Гейдук, Лев Голицын и Антон Фролов-Багреев.

Могила винодела Веделя Э.А. Находится напротив Завода столовых вин. (Исторический комплекс) 602х800 Хорошая 1 шт. АРХИВ5. ФОТОАРХИВПОСЕЛОК Фотоархив №1438

На заводе Ведель проработал 42 года, был главным виноделом, директором совхоза. Ушел из жизни практически на своем рабочем месте. И завещал похоронить себя напротив завода.

Завещание исполнили в точности.  В 1936 году появилась могила и скромный обелиск с надписью «Ведель Эдуард Августович. 1865-1936».

А несколько лет назад работники музея завода разыскали внучку Веделя. Вера Александровна с семьей живет в Туапсе. На могилу дедушки она приезжала с сыном и рассказывала, что у них в роду и после легендарного деда были виноделы.

«Рыбка» с «Короной»

Когда едешь по дороге вдоль озера, нельзя не заметить на противоположном берегу, на горе, длинную и широкую полосу деревьев, которая по цвету сильно отличается от остального леса. Версии ее происхождения можно услышать самые разные.

На самом деле, на участке, который носил название «Княжеский», в конце XIX века разбили виноградник, который по форме напоминал рыбку.

Фото Анатолия Позднякова

Некоторые участки получали имя по названию соседних угодий или построек (например, «Птичня»), другие – по названию близлежащих рек или холмов, а в обозначении третьих отражались особенности их планировки (например, очертания знаменитого участка «Магеллатова корона» напоминали императорскую корону).

В 1979 году озеру Абрау присвоили статус памятника природы. Удобрения, химикаты, которые использовались в те времена при уходе за виноградом, могли нанести вред охраняемому государством водоему. Поэтому виноградники на горе вырубили. Пустующий участок засадили крымской сосной. Деревья играют не только декоративную роль, они своей корневой системой сохраняют горный склон от осыпания.

В каждом подземелье должно быть свое привидение

Есть оно и в тоннелях Абрау-Дюрсо.

Дух князя Льва Голицына, основателя виноградарского и винодельческого дела в наших края, витал в этих местах много десятилетий. Это по его чертежам в конце XIX века были вырублены в скале первые тоннели для хранения вина. И где, как не в тоннелях, он должен был предстать перед почтеннейшей публикой спустя почти 150 лет?

Фото Анатлолия Позднякова

Лев Сергеевич сегодня галантно встречает гостей, пришедших на экскурсию в тоннели. Голограмма многих даже пугает. Но зла «привидение» никому не желает – оно напутствует гостей, просит относиться к истории с уважением  и вниманием.

Хотя… Сотрудники музея по секрету рассказывают, что когда достижение современных технологий выключают и экскурсанты покидают экспозицию, в тоннелях иногда раздаются тихие голоса и шаги…

Романтическое послание потомкам

В одном из «советских» тоннелей, построенном метростроевцами, на одной из стен, в стороне от туристического маршрута, можно наткнуться на неожиданную надпись. Кто не знает, где ее искать, может и не заметить. На стене мозаикой выложено имя «Эдик». Скорее всего, какой-то отделочник решил таким образом оставить о себе память.  

Фото Анатолия Позднякова

И не только о себе. На другой стене, наискосок, тоже  плиткой выложено имя «Таня». Все работники завода убеждены – между Эдуардом и Татьяной что-то было. Что-то непременно романтическое!