Как выбрать правильно? Правда ли, что раньше делали такое мороженое, что нашим детям и не снилось? И это было в Новороссийске?!

          Ловкость рук и рождение фабрики мороженого

       В 1986 году Новороссийск выбил единственный в стране выставочный образец итальянской технологической линии по производству мороженого. Его привезли в город, планировали установить на недавно построенном хладокомбинате.

   Запуска фабрики ждали не только горожане, но и все побережье, вплоть до Сочи. Из натурального кубанского сырья хотели выпускать около 40 тонн холодного лакомства в сутки.     

  Рассказывают, что как-то в советские времена попробовали заменить масло маргарином, но настройки жирности продукта итальянского оборудования не дали этого сделать.

    Спокойно готовились к монтажу, когда в город прилетела телеграмма из ЦК КПСС. Ее подготовили по указанию генсека Михаила Горбачева, который в то время находился во Владивостоке, – импортное оборудование должны были переправить на другой конец страны, где построили подобное производство.

   О том, как пришлось потрудиться новороссийцам, чтобы оставить оборудование у себя, мне рассказывал Иван Тимофеевич Потапенко, который в те годы возглавлял отдел строительства и партхозяйства ГК КПСС. Его, кстати, называли «крестным отцом» фабрики мороженого. Настоящая «операция спасения» заключалась в том, чтобы в считанные дни смонтировать линию, которую так удачно удалось урвать. Мол, а мы и не знали, уже все готово к запуску, не разрушать же готовый цех!

   В выходные на хладокомбинате был аврал. Помогли крупнейшие строительные организации города – трест №12 и «трест «Морстрой». Японским краном КАТО затащили оборудование на 4 этаж здания хладокомбината и заложили стеклоблоками.

  В понедельник прибыл проверяющий из ЦК. А в Новороссийске по цеху ходят рабочие в новеньких комбинезонах, расставляют оборудование.

           Стаканчики делают — «щепки» летят

     Новороссийская фабрика закончила свой путь в начале 2000-х. Причины закрытия типичны для подобных предприятий – конкуренция транскорпораций, нехватка средств для модернизации производства. В нашем случае непреодолимой преградой стало ужесточение экологических норм. Хладокомбинат всегда считался миной замедленного действия – 20 тонн аммиака в самом центре города! Нужно было переходить на более безопасный фреон, а это было не по силам предприятию. В цехах бывшей фабрики стали хранить овощи и фрукты.

   Но это случилось потом, а пока весь Новороссийск и толпы отдыхающих в сезон с большим удовольствием поглощали эскимо больше чем 10 видов, знаменитые сахарные рожки трех видов, редкие по тем временам тортики-мороженое, фруктовое мороженое. До последнего, рассказывал мне несколько лет назад гендиректор ОАО «Хладокомбинат» Андрей Якубовский, пломбир делали только по ГОСТу, без всяких растительных жиров.

  Продавалось местное мороженое повсюду. Причем в лотках можно было купить не только «заморозку», но и отходы от производства вафельной упаковки. Съедобные «щепки» шли у тех, кто понимает, нарасхват.

   Интересная история получилась с попыткой выйти на зарубежные рынки. Как рассказывал Андрей Геннадьевич, по предложению армян, переехавших в США, новороссийское мороженое решили отправить в Лос-Анджелес. То ностальгическое для иммигрантов мороженое изготавливалось практически вручную. Сначала в бумажный стаканчик наливали мороженое, потом опускали палочку и замораживали. Заготовку на палочке окунали в шоколадную глазурь, заворачивали в фольгу. Этикетку придумали продающую – «СССР».

    Американских партий было немного, за океан отправили всего 10 тонн.

            Местное может быть конкурентоспособным

    Не берусь утверждать – мы ли были моложе или действительно ТО МОРОЖЕНОЕ было каким-то особенным, но многие горожане до сих пор с сожалением вспоминают, что не удалось сберечь свою фабрику. Кто знает, может, сегодня именно наша продукция была бы востребована среди огромного многообразия мороженого на прилавках Новороссийска.

   Хотя оплакивать прошлое, наверное, и не стоит. Мало кто знает, что уже 25 лет мороженое в небольших объемах выпускает местный предприниматель.

  Его супруга Ольга Дроздова долгое время работала на хладокомбинате мастером в разных цехах.

  Их малое предприятие и сейчас отправляет на продажу пломбир, в прошлом году освоили мягкое мороженое. Кстати, рассказывает Ольга, большинство работников фабрики мороженого предпочитали именно пломбир.

   Возможно, жива еще и старушка-печь, которая выпекала вкуснейшие вафельные рожки. Ее в свое время купила знаменитая «Кореновка».

       Все оттенки «сладкого холода»

   Рекомендации Роспотребнадзора о том, как выбрать правильное мороженое, в эти дни придутся как никогда кстати.

   Этикетка. Если в мороженое добавили растительные жиры, должно быть написано «мороженое растительно-сливочное» или «мороженое с растительным жиром». В «пломбире» должно быть не меньше 12% молочного жира, в сливочном мороженом – не меньше 8-11,5% молочного жира.

  Вес. Мороженое нужно «вешать в граммах»! Обратите внимание – надписи об объеме лакомства в миллилитрах не могут отражать его фактическую массу.

 Стабилизаторы. Без них не обойтись. При производстве допускаются следующие натуральные стабилизаторы и загустители: камедь рожкового дерева (Е410), гуаровая камедь (Е412), ксантановая камедь (Е415), камедь тары (Е417), пектин (Е440), желатин, альгинат натрия (Е401) и некоторые другие.

  Внешний вид.  Оттенки цвета мороженого  зависят от процента жирности: чем он выше, тем «желтее» его белый цвет.

   Форма. Вынутое из морозильной камеры мороженое должно откалываться, а не размазываться. Если оно деформировалось, значит, его неправильно хранили и, возможно, оно небезопасно. Первый признак, что мороженое разморозилось, а потом опять попало в морозилку – ощущение «песка», мелких кристаллов льда, которые образуются при повышении температуры хранения.