Рабочий день. В обычное время и при такой хорошей погоде (весенний норд-ост не в счет) мы встретили бы на улицах немало людей. Но только не сейчас. Улицы почти пустые, пробок на дороге нет. Поэтому до здания администрации Центрального района, где и проходил развод мобильных отрядов, многие участники пришли с большим запасом времени.

Ровно в 14 часов каждому собравшемуся выдали информационные листовки о необходимости соблюдения карантина. Мы оказались в мобильной группе со старшим участковым Центрального отдела полиции Азизом Пандоевым, заместителем начальника отдела муниципального контроля Борисом Еськовым и специалистом этого управления Ильей Березнюком.

По безлюдной аллее, что на улице Новороссийской Республики, вышли на улицу Советов. Здесь народу было побольше.

Первыми прохожими, попавшими в поле зрения нашего патруля, стали Ксения Кулешова и Анастасия Петренко. У них оказались при себе пропуска, они работники управления культуры.

— Мы только закончили свое дежурство на «горячей линии» в администрации города и спешим по домам, гулять точно не будем, устали, — поделились собеседницы. – За смену каждая из нас принимает до 70 звонков, люди обращаются по самым разным вопросам. Многие спокойно излагают свою проблему, но есть и такие, кто сразу начинает кричать, возмущаться. Чаще всего задают вопросы по поводу пропусков, как их получить, где посмотреть списки и так далее… В основном это предприниматели.

Магазин. Поликлиника. Аптека.

Еще одна прохожая – Елена Анатольевна – призналась, что уже много дней не выходила из дома. Погнала острая необходимость – приступ панкреатита.

— Была в поликлинике на Рубина, теперь в аптеку заглянула, буду лечиться на самоизоляции, — заверила женщина.

Наши сопровождающие подтвердили: в основном люди спокойно реагируют на проверку документов, у многих есть пропуск. И большинство у нас людей понимающих. Но есть и такие, кто возмущается, кричит, что ущемляют его права, что «где хочу, там и хожу», «почему с собаками гулять можно, а с детьми нельзя» и так далее…

— Наша цель – больше разъяснительная, рассказать так, чтобы человек понял, какие опасности сейчас нас всех подстерегают и во что может вылиться несоблюдение карантина, — объяснил Илья Березнюк. И тут у здания главпочтамта мы увидели еще одну прохожую. В глазах у женщины – испуг.

— Первый раз за всю неделю вышла и еще бы сидела дома, да кредит надо оплачивать, — посетовала Людмила Александровна. – Срок идет, поджимает, а денег на карте нет, вот и бегу в банк. Мне же страшно, что пеня будет капать за каждый просроченный день.

Женщина рассказала, что закупает продукты так, чтобы надолго хватило, и не было надобности каждый день выходить. А живет в собственном доме, можно на улицу в любое время выйти, воздухом подышать.

Кстати, на ступеньках главпочтамта тоже было несколько человек, очередь. Один мужчина рассказал, что приехал «по работе», надо документы отправить. Пропуск на авто у него был, машина стояла рядом, благо припарковаться можно было по-королевски, не то что раньше, когда дорогу занимали в два ряда.

— А вы в курсе, что пенсионеры в группе риска? — обратился наш сопровождающий к очередной прохожей.

— Все знаю: и про карантин, и про самоизоляцию, — заверила Ольга Александровна. — Я ненадолго вышла, в магазин. Живу рядом, на улице Губернского. Сама сшила себе маску. Честно сказать, первое время было мне очень страшно на закрытые магазины смотреть, на детские площадки, лентами обмотанные. А сейчас ничего, привыкла. Продукты у нас в центре города всегда можно купить. Дефицита нет. Вода и свет дома, и тепло, что еще надо? Телевизор смотрю!

Женщину предупредили не только о карантинных мерах – рассказали про мошенников, которые находят «слабое звено» (пенсионеров) и придумывают самые разные способы обмана.

Супружеская чета – Наталья и Андрей – тоже объяснили, почему вышли на улицу: в магазин.

— Нас в трехкомнатной квартире пять человек, плюс двое детей-подростков, муж работает, я – домохозяйка, — пояснила женщина. — Скучать некогда. Делаем с детьми уроки и занимаем их, как можем: книги читаем, в шахматы играем. Надо же как-то время коротать, чтобы не скучно было. Ну и готовка, конечно, немало времени отнимает.

Еще одна прохожая (пожалуй, самая неспокойная из всех встреченных) набросилась на нас с вопросами первая: «А на каком основании вы меня фотографируете? Я разрешения на съемку не давала». Нарушительницу режима в ней не обнаружили, но разъяснения дали: и по поводу съемки – в общественных местах корреспонденты вправе это делать, и по поводу особых обстоятельств, в которых сейчас мы все вместе находимся, чтобы противостоять инфекции.

Подводим итоги

Во время нашего рейда каждый встреченный прохожий оправдал свое нахождение на улице, ни одного административного материала нашей группой составлено не было. Но другие обнаружили нарушителей.

Начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами Сергей Баран рассказал: за сутки, например, 6 апреля, 17 протоколов были направлены в суды. Всего же с начала карантина таких материалов – 139.

— Если люди бесцельно бродят по городу вдали от мест проживания и ничем не могут обосновать свой выход, только тогда на них составляется протокол, — разъяснил Сергей Иванович, — часто любители распивать спиртные напитки бродят вокруг территории рынков, собираются в компании. Это недопустимо. Один житель Липецкой области был остановлен на улице в нашем городе. Он собирался автостопом добираться до Сочи, в Новороссийске тоже оказался, воспользовавшись попутками. На него также составили протокол, путешественнику грозит штраф. Более того, по всему пути следования гражданин совершал различные нарушения.

— Сергей Иванович, а можно ли навестить родственника, который живет на другом конце города, привезти продукты?

— Если больше некому помочь, вы вправе оказать разовую помощь. Также если у человека большая семья, и он едет за всем необходимым в супермаркет, его объяснения тоже примут к сведению. Но надо понимать, что если все выйдут на улицы «лишь бы выйти», мы просто не достигнем той цели, ради которой и был введен карантин. Наша задача общая – остановить распространение страшной инфекции. Об этом должен задуматься каждый, кто выходит из дома.

.