Какие преимущества дает детям их участие в олимпиадном движении?

Тест на одаренность

Сын моей приятельницы все детство ходил в математический кружок, участвовал в олимпиадах. По несколько раз в год он был на олимпиадных сборах в разных городах страны. В свободное время мальчик не пинал мяч во дворе, как другие подростки, и не гонял голубей по крышам, а решал задачки. Результат всех усилий — мальчишка после окончания девятого класса зачислен в математический класс при МГУ. А по окончании его зачисление в любой вуз страны без экзаменов ему гарантирован, а также другие приятные бонусы, такие как проживание в общаге бесплатно и повышенная стипендия.

Восхитившись успехом этого мальчика и героическими усилиями его родителей, потративших энергию и денежные средства на взращивание одаренного ребенка, я решила узнать об олимпиадном движении в Новороссийске. Как потенциальную мать гения меня интересовали два вопроса: как заметить одаренность и сколько нужно вложить усилий и денег, чтобы получить приглашение на обучение ребенка в школе при МГУ?

В поисках ответов я заглянула в гости к другу редакции, заслуженному учителю Кубани, почетному работнику образования РФ Дмитрию Вехову. В кабинете биологии СОШ № 40 по воскресеньям работает бесплатная кузница будущих участников олимпиадного движения — олимпиадный кружок. Собирая детей со всего города — на последнем занятии было 46 человек, — класс не мог вместить всех желающих. Школьники на практических занятиях вскрывают раков, режут рыб, изучая их анатомию, работают по углубленной программе по биологии вузовского уровня.

— Как вы вычисляете из толпы школьников будущего победителя и призера олимпиад? — пристала я к Дмитрию Вадимовичу.

У заслуженного учителя Кубани свой тест на одаренность. Он приводит пример, вспоминая свое знакомство с будущим абсолютным победителем всероссийских олимпиад, а ныне студентом факультета экологии МГУ Никитой Трошиным. Семиклассник зашел в кабинет биологии и обратил внимание на необычный комнатный цветок, попросив у учителя отросток. «Когда скажешь его название на латыни, тогда отломаю тебе веточку», — сказал учитель. Через непродолжительное время мальчишка вернулся и дал правильный ответ. Это и был знак!

Никита быстро пошел в гору: начал с тестов повышенной сложности, стал вести исследовательские работы, в 8-м классе стал призером олимпиады по экологии и биологии в крае, в 9-м классе — победителем краевой олимпиады, а затем и призером Всероссийской олимпиады по экологии. В 10-м классе мальчик сделал выбор в пользу экологии, после школы поступил в МГУ. Сейчас он студент первого курса.

— За заслуги в олимпиадах он сразу же получил общежитие и президентскую стипендию в размере 20 тысяч рублей, — добавляет учитель немаловажные для всякого родителя детали.

— Чтобы достичь успехов в олимпиадном движении, что важней — одаренность или каждодневный упорный, адский труд? — интересуюсь у учителя.

Родитель должен поверить в ребенка

Дмитрий Вадимович уверен, что нужно и то, и другое. Если не будет божьей искры, выжать из ребенка результат будет практически невозможно. И без ежедневного труда, имея лишь талант или интерес к предмету, результата не достичь. А еще важны поддержка и одобрение родителя.

— Некоторые родители в своих детей просто не верят. Ребенок начинает ездить на олимпиадный кружок, а взрослые убеждают его бросить занятия, чтобы сосредоточиться на подготовке к ЕГЭ, считая, что это важнее, — говорит учитель.

В олимпиадном движении — свои тенденции. Вырос проходной балл для участия во всероссийской олимпиаде, задания стали сложнее, вузовского уровня. Для участия на самом высоком уровне, на российском, нужна дополнительная подготовка в центрах подготовки к олимпиадам. Подобные есть при краснодарских вузах и в Москве. Чтобы ездить на сборы в другие города, нужны финансовые вложения. Не каждый родитель потянет такую нагрузку. Дмитрий Вехов не скрывает: неделя подготовки на олимпиадных курсах в Москве стоит на одного школьника 30-35 тысяч рублей, а если туда едет команда детей, это выливается в сумму 150 тысяч рублей. Естественно, заплатить должны родители.

— И все равно желающие расти в олимпиадном направлении есть, — продолжает Вехов. — Кто-то из родителей находит спонсоров для таких поездок, кто-то откладывает с зарплаты, давая понять, что это хорошие инвестиции в ребенка. Ведь такому умнику открывается дорога в любой вуз страны, а также остальные вышеупомянутые бонусы.

Математик должен мыслить нестандартно

С Дмитрием Веховым согласна руководитель математической школы при новороссийском Морском техническом лицее Светлана Бердовская.

— Одаренность — это гениальность, обусловленная генетически, сдобренная трудолюбием, — говорит Светлана Викторовна. — А олимпиадное движение сродни олимпийскому: нужны постоянные тренировки, мозг должен всегда трудиться, особенно в математике.

Отбор в математическую школу производится после тестирования, помогающего учителю увидеть одаренность. Ребенок должен не просто решить задачку, требуется нестандартное видение ситуации.

— Если в школе требуется решение по схеме, то в олимпиадном движении нужно нестандартное решение в любой ситуации: математика — это творческий процесс! — удивляет меня Светлана Викторовна. Математику я ранее никогда не ассоциировала с творчеством!

Интересуюсь, много ли в Новороссийске математических гениев.

— Штучный товар! — отвечает учитель. — На край максимум два десятка детей, которые могут выступать на самом высоком уровне — всероссийском или международном.

Светлана Викторовна рада, что в прошлом году четверо детей из ее школы поступили в московские вузы вне конкурса: они победители олимпиад, проводимых Министерством образования. Два ученика готовятся быть зачисленными в престижные вузы в этом году.

Интересуюсь, кем становятся победители Всероссийских олимпиад по математике? Какое им будущее уготовано? Наука?

— Не всем обязательно идти в науку, — говорит Светлана Бердовская. — Многие школьники, участвовавшие в олимпиадном движении, выбирают IT-сферу, становятся бизнесменами. Многие известные политики, будучи школьниками, занимались в математических кружках.

На самый высокий международный олимпиадный уровень выходят раз в год только четыре школьника от страны. В этом году кандидат в международную команду — мальчик из Сочи. Но и Новороссийску есть чем гордиться: Светлана Викторовна вспоминает нашего земляка Егора Лифаря, который, будучи учеником 6-7-го класса, стал победителем олимпиады по информатике за 9-й класс. Родители, поняв, что растет гений, переехали в Москву в поисках будущего для такого ребенка. Мальчик тоже вошел в международную сборную.

Пользуясь случаем, интересуюсь, когда нужно начинать заниматься с потенциальным математическим гением. Учитель говорит, что с 2-3-го класса. Подсовывать ребенку олимпиадные задачки, можно записать ребенка на заочные курсы. В 5-м классе можно пробовать пройти отбор в математическую школу: зачисленные в нее учатся бесплатно.

Олимпиадники рулят

Главный специалист Центра развития образования Новороссийска, координатор всех олимпиад Галина Цымбал говорит, что олимпиадное движение сейчас популярно и развивается семимильными шагами. Если еще недавно в Новороссийске было представлено только шесть олимпиадных предметов, то сейчас 24 предмета. В прошлом году в олимпиадном движении поучаствовало всего 22 тысячи школьников, в этом году 157 наших земляков приглашены на региональный этап. На краевом этапе за прошлый год у Новороссийцев — 9 побед и 40 призовых мест. На всероссийском уровне две победы и три призовых места. А это — очень хороший показатель. В качестве примера Галина Цымбал привела Анну Форостянко, выигравшую несколько лет назад региональную олимпиаду по французскому языку. Сейчас девочка учится в престижном вузе Англии.

Галина Александровна дала мне полезный совет, как простимулировать в ребенке интерес к олимпиадам. Моя собеседница просила своего сына Александра придумать для нее пять вопросов на засыпку и находить ответ. Всякий раз мальчик готовится к этому конкурсу, выискивая в энциклопедиях что-нибудь интересное. Так Галина Цымбал вырастила участника Всероссийской олимпиады по географии. Сын получил образование инженера-эколога, а сейчас осваивает медицину.