Более 40 семей в Новороссийске отказались от школы

И перешли на домашнее образование, заканчивают классы экстерном в разных российских городах. И таких семей становится с каждым годом все больше. В том числе и в Новороссийске. 

Более 40 семей в Новороссийске отказались от школы

Живет в Новороссийске, учится в Новосибирске

Заинтересовалась я этой темой благодаря своему искреннему возмущению. В соседнем дворе двое детей находятся на семейном обучении. Эти дети в любую погоду гуляют, почему-то выбирая чаще наш двор с качелями. Они всегда свободны, дежуря у домофонов перед подъездами своих приятелей, ожидая их на прогулку для компании.

В этой истории жертвой стала моя семья, потому что моего сына уговаривают погулять эти два всегда совершенно свободных школьника. Они постоянно звонят в домофон, прорываются в подъезд и стучат в двери квартиры, мешая сыну учить уроки. Когда я возмутилась и стала выяснять, почему они не ходят в школу, выяснилось, что их родители выбрали вот такую модную нынче форму образования.

Наша землячка, 36-летняя Антонина Новоселова состоит в чате для новороссийцев, выбравших семейную форму обучения. Ее старший сын Марк никогда не ходил в обычную школу и оканчивает 5-й класс, младший сын Жан учится в первом классе, но не в обычной среднеобразовательной школе, а в экстерн-школе, имеющей юридический адрес... в Новосибирске.

Антонина не пустила старшего сына в обычную школу по веской причине: ее мальчик оказался одаренным.

— У меня родился проблемный ребенок, доктора сказали, что он будет отставать в развитии. Я не опустила руки, а стала усиленно заниматься с сыном с раннего возраста. Результат превзошел ожидания: Марк стал читать в два года, в шесть лет прочел «Маленького принца» Экзюпери, за две недели до 1-го класса он сделал все контрольные за первый класс, — рассказывает мне Антонина.

Мама не увидела смысла в обычной школе, а стала искать альтернативные формы обучения. Напомню, что семейное образование — это законная форма получения образования в нашей стране, закрепленная в Законе «Об образовании в РФ».

Выбор Новоселовой пал на школу, где можно учиться экстерном, — на школу Алексея Битнера в Новосибирске. Как утверждает моя новая знакомая, в этой школе уровень требования к аттестации выше, чем у федеральных государственных образовательных стандартов.

Прикрепившись к экстерн-школе, где ребенок сдает аттестации, экзамены, получает документы о переводе в последующие классы, мама выбрала программу обучения. Да-да, программу и учебники при семейной форме родитель выбирает самостоятельно. Новоселова остановила свой выбор на «Русской классической школе» — образовательной системе, представляющей собой реконструированные и адаптированные к современности, наиболее эффективные методики отечественной педагогики 19-20-го веков.

— Учебник математики я выбрала русского педагога-математика Петра Арженикова, это дореволюционная система, которая перекрывает объем знаний современной общеобразовательной школы. Учебников русского языка у сына два — Веры Бабайцевой и Генриетты Граник. Учебник истории тоже «Русской классической школы», — рассказывает Антонина.

Ребенок может учиться не каждый день

Мама составила график занятий. Она говорит, что лучше заниматься каждый день по паре часов. Но, не падайте в обморок, иногда ее мальчик не садится за уроки и неделю, и две! И Антонина Новоселова этого не скрывает.

— Если ребенок не хочет заниматься по школьным предметам, я не заставляю, — говорит мне она.

При семейной форме образования можно регулировать объем поступления знаний, главное — успешно подготовиться к аттестации и экзаменам. Антонина рассказывает, что Марк сейчас обучается в 5-м классе, но знаний у него на шестой. Он довольно рано продемонстрировал математический склад ума и склонность к программированию. Он стал создавать программы детских компьютерных игр, а в 8 лет перешел на написание профессиональных программ. Поэтому большую часть своего учебного времени мальчик проводит в программировании. Собственно, уже сейчас у родителей ясность с профориентацией Марка.

Младший сын Антонины Жан тоже на семейном обучении, учится в первом классе. На дворе январь, а мальчик сдал уже все контрольные за первый класс!

— Когда ребенок обучается дома, у него сохраняются ресурсы для более эффективного усвоения знаний. Со старшим сыном я сидела дольше, чем с младшим. Жан практически все делает сам, я его только направляю. Уже сейчас я вижу у него математический склад ума, — говорит мама, давая мне понять, что она очень довольна выбранной формой обучения.

Появляется много свободного времени

— Мои дети не перегружаются, не сидят за партой, не портят осанку и зрение, у них остается много времени на прогулки, — продолжает мама. А на мои опасения о том, что дети не общаются со сверстниками, говорит, что детей в кружках и дворовых друзей более чем достаточно. Более того, семейная форма позволила обоим мальчикам пройти прослушивание в музыкальной школе, они идут осваивать фортепиано.

Вас, как и меня, интересует, как эти дети сдают экзамены. Тесты и экзамены проходят под видеокамерой, которая устанавливается дома на компьютере, видеофайл отсылается в школу. Все это, кстати, не бесплатно. Обучение в таких школах стоит ежегодно 2500-45000 рублей, в зависимости от образовательной площадки, программы, наличия видеоуроков и других дополнительных услуг. За первого мальчика Антонина платит 30 тысяч рублей в год, а за младшего уже 2 тысячи рублей.

Сбежали из школы домой

Папа четверых детей Денис Зеленков тоже выбрал для своей дочери семейную форму получения образования.

— Дочь пошла в первый класс, но к концу учебного года мы поняли, что из школы нужно бежать, — откровенен со мной Денис Владимирович. — Дочь не хотела больше ходить в школу, взгляд ее потух. Дело было в психологической обстановке в классе, где обучалось 32 человека и среди них один проблемный мальчик — агрессивный, требующий повышенного внимания учителя. Педагог должен был все свое внимание и силы направлять на одного человека, другим детям уже мало что оставалось.

Девочку перевели на семейное обучение, родители прикрепились к московской школе, в качестве программы выбрали «Русскую классическую школу», уже упомянутую ранее. Зеленков говорит, что дочь занимается каждый день по 3-4 часа, в основном нагрузку на себя взяла мама.

— Плюс такого образования в том, что родители могут определять вектор развития ребенка. В обычной школе программа усреднена, а мы делаем упор на математику, литературу, творчество, — говорит отец. — Кроме того, дочь посещает множество дополнительных занятий: спортивные секции, занятия по живописи, музыке, курсы по развитию памяти и интеллекта.

Я интересуюсь у отца,: доволен ли он выбранной формой обучения? Денис Владимирович говорит, что в этой системе семья пока первый год, идет ее обкатка.

— Родителям я советую очень хорошо подумать, прежде чем забирать ребенка из обычной школы, — говорит он. — Семейное обучение — это очень большой труд, в первую очередь родителя. Нужно очень хорошо понимать, зачем вы забираете ребенка из школы. Чтобы ребенок получил знания гораздо глубже базовых, стандартных, нужно потратить много времени и сил. Это огромная ответственность родителей.

В ходе подготовки материала меня интересовало, что думает о такой форме городское управление образования. Сами родители положительно отзывались об отношении чиновников: препоны им никто не чинил. Для того чтобы уйти на семейную форму, достаточно в письменной форме уведомить управление образования. Более того, для семей, выбравших семейную форму, даже был проведен обучающий семинар, где чиновники от образования предлагали обращаться за помощью, пытались понять причину, побудившую взрослых забрать детей из обычных школ.

— Чиновники переживают, что семейная форма образования — это своего рода профанация, — говорит Антонина Новоселова. — Что дети получают некачественное образование и провалят ОГЭ или ЕГЭ, которые придется сдавать в общеобразовательных школах по прописке. Инциденты такого рода уже были в Санкт-Петербурге.

Десять раз подумайте

Главный специалист управления образования Елена Мазурова рассказала мне, что на этот год в Новороссийске известны 40 семей, сменивших обычную школу на домашнюю. И в первую очередь управление выясняет причину, побудившую их на такой шаг.

По словам Елены Васильевны, чаще всего на семейное обучение переходят дети, имеющие заболевания, не позволяющие им учиться в обычной школе, проживающие далеко от города, школьников забирают родители одаренных детей, способных учиться экстерном, участников олимпиад, детей-спортсменов, вынужденных ездить на соревнования. Но такие семьи не остаются без надзора, раз в год их обследует межведомственная комиссия. Также за детьми присматривает школа, к которой данный ребенок закреплен по прописке.

Елена Мазурова напоминает, что семейное образование — это огромный труд, и известны случаи в Новороссийске, когда родители, попробовав новую форму, возвращали своих детей назад, в обычные школы.

Психолог Светлана Гузева говорит, что родителям, погнавшимся за модой на «особое образование», нужно очень хорошо подумать. Ребенок подросткового возраста, вырванный из социума, не учится жить в обществе, не получает навыков выживания. Родители, совершающие такой важный шаг, должны понимать, что вся ответственность за ребенка со школы снимается и ложится исключительно на плечи родителей.

Что вы думаете по этому поводу, дорогие читатели? Поделитесь своим мнением: 61-41-05.

Поделиться в социальных сетях:

Новости партнеров