Что дадут Новороссийску особые экономические зоны?

Экономическая сенсация — в ближайшее время в нашем городе может быть создано несколько особых экономических зон. Что это даст Новороссийску?

Что дадут Новороссийску особые экономические зоны?

Кому государство даст бонусы

В администрацию города поданы 4 заявки от предприятий о создании на территории Новороссийска ОЭЗ.

— Это, можно сказать историческое событие, которое способно радикально изменить судьбу нашего муниципального образования и Кубани в целом в лучшую сторону, дать нам серьезные экономические возможности в полной мере использовать наши конкурентные преимущества, — прокомментировал ситуацию глава города Игорь Дяченко. — Создание таких зон будет способствовать развитию территории, модернизации промышленного производства, позволит сформировать «точку роста», которая станет стимулирующим фактором развития экономики. Появятся новые рабочие места с высокой зарплатой, поскольку резидентам ОЭЗ будут нужны высококвалифицированные кадры, увеличится выпуск продукции.

Кроме того, отметил Игорь Алексеевич, ОЭЗ — это привлечение прямых инвестиций, развитие экспортной базы, приближение производства к потребителю, минимизация затрат за счет отсутствия экспортных и импортных пошлин.

Окончательное решение о создании зон — за российским правительством. Региональные власти должны подать собственную заявку. Сегодня над этим уже работают специальная рабочие группы, созданные на уровне края и города.

Как пояснила «НР» первый заместитель главы города Светлана Калинина, на территории Новороссийска возможно создание только промышленно-производственной экономической зоны, что допускает образование логистических центров, а это для нашего города очень важно и даже жизненно необходимо. К ОЭЗ предъявляются особые требование, но и преференции по закону положены немалые.

Так, к примеру, они могут занимать площадь не более 50 квадратных километров, резидент обязан сделать капвложения не меньше, чем на 120 миллионов рублей, при этом 40 миллионов в первые три года.

Льгот несколько, в основном налоговые. Освобождение от земельного и имущественного налогов сроком до 20 лет, понижение арендной платы за землю, ставки по налогу на прибыль и транспорт. Кстати, транспортный налог является региональным, поэтому размер льготы по нему будут устанавливать в крае. Ну и главное, — иностранные товары будут размещаться и использоваться в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных и нескольких других пошлин.

Кроме того, объяснила Светлана Владимировна, в ОЭЗ — ограниченное количество различных проверок, они могут пользоваться льготными субсидиями, которые предоставляют министерства и ведомства.

Попытка — не пытка

Справедливости ради стоит сказать, что попыток создать в Новороссийске не только особую, но даже и свободную экономическую зону было несколько. До сих пор все они, к сожалению, к результату не приводили.

Совершенно революционным и весьма прогрессивным был проект новороссийцев начала 90-г годов. Тогда городское руководство вышло с предложением создать на всей территории Новороссийска плюс Кабардинка СЭЗ — свободную экономическую зону.

— Это была территориальная экономическая зона, — рассказывает Януш Варум, в те времена депутат краевого Совета (в 90-е — аналог нынешнего ЗСК), известный в городе экономист, идеолог многих преобразований в этой сфере в нашем городе. — Не как сейчас, когда речь идет о простом инвестиционном соглашении. Речь шла фактически о том, что местная власть выводилась из правового поля России. Создавался анклав внутри страны. Мы много этим проектом занимались, была создана специальная городская программа. Подготовлено технико-экономическое обоснование, научное руководство осуществляла группа ученых из Плехановки, в процесс был вовлечен Председатель Верховного Совета РФ Хасбулатов.

Как вспоминает Януш Игнатьевич, городские реформаторы уже вышли на финишную прямую — был подготовлен проект Указа Президента и получены заверения, что Верховный Совет инициативу с места поддержит.

Кстати, таких зон в те годы было создано несколько, правда, ни одна долго не жила. И наша идея была обречена на провал.

Как считает Варум, причина была в позиции тогдашнего краевого руководителя — «батьки Кондрата», Николая Кондратенко, известного сторонника коммунистических взглядов. Он считал, что создание свободной экономической зоны в отдельно взятом Новороссийске открывает дорогу иностранному капиталу и вообще это «продажа Родины». Возможно, тогдашним городским властям нужно было проявить большую настойчивость, но на конфронтацию с краем решили не идти.

Больше инициатив со словом «свободная» Новороссийск не инициировал.

В 2006-м году бизнес-сообществом, городскими и краевыми властями, федеральными министерствами обсуждался проект о том, что город-герой может получить статус международной портовой ОЭЗ. Представители ОАО «НМТП» тогда подтверждали, что компания заинтересована в том, чтобы в Новороссийске была создана именно такая зона. Весьма выгоден этот статус был и городу. И у государства ОЭЗ, создаваемые в границах морских портов, открытых для международного судоходства и очень привлекательные для инвесторов, также вызывали большой интерес. Для их обозначения иногда применяется термин «порто-франко». Это название — как цель развития новороссийского порта был в Новороссийске в ходу несколько лет. Этот проект в жизнь претворен не был.

Поделиться в социальных сетях:
Материалы по темам:

Новости партнеров