В Городском центре национальных культур образован шумовой ансамбль «Калинка». Чтобы музыкально шуметь, ноты знать не обязательно. Новороссийские дети этому уже научились.

— Кто в оркестре отвечает за шум?

— В первую очередь это те, кто играют на деревянных ложках (ложкари), бубне, трещотках, молоточке Рубеля (напоминает бег лошади) и треугольнике. В ближайшее время расширим круг инструментов за счет маракасов.

 Коллективу в любом случае нужно придерживаться ритма, стиля. Его участники играют по нотам?

— Вовсе нет, у нас играют дети без всякого музыкального образования. Все запоминается на слух. Поэтому любое произведение мы разучиваем по кусочкам.

 Каждый может стать, допустим, ложкарем, или для этого нужен особый талант?

— В коллектив может прийти любой желающий, тот, кто хочет приобщиться к русской культуре. Поэтому самому младшему исполнителю еще нет и пяти лет, а самому возрастному — около шестидесяти.

 Есть ли у шумового ансамбля оптимальный состав? Ведь, чем больше в нем участников, тем труднее держать ритм.

— Сейчас ситуация пока такая, что некоторым исполнителям приходится играть сразу на нескольких инструментах. Это и захватывает, и завораживает, ведь мы сейчас в основном исполняем народные танцевальные мелодии, которые сами по себе заводят.

— Где-то учат музыкантов подобным навыкам?

— Это одно из направлений игры на русских народных инструментах. У нас обучение происходит на репетициях, и это коллективное творчество.

 А как вы подбираете материал, ведь «Новороссийские куранты» или «Танец маленьких лебедей» ложкари вряд ли сыграют?

— Узнаваемых, популярных и ритмичных произведений довольно много. Это может быть и авторская композиция, созданная в русском народном стиле.

 Сколько всего видов народных инструментов?

— Добавлю к нашему списку лишь самые известные. Это колотушки, которые могут быть разной формы, валдайские колокольчики, бубенчики, их иногда прикрепляют к ложкам, кастаньеты, стиральная доска. Есть и такие инструменты, с помощью которых можно передать шум ветра, например, норд-оста.

 Ложкари — это традиционно мужской коллектив или есть исключения?

— Есть немало примеров, когда в подобных народных ансамблях играют и мужчины, и женщины, и дедушки, и бабушки. Играя в таком ансамбле, можно развивать память, моторику пальцев рук. Научиться держать ритм как ровный, так и прерывистый. Это непросто — когда начинаем усложнять ритмический рисунок, то у многих от большого старания руки и колени к концу занятий становятся красными.

— Ваши инструменты — это обычные ложки из столового набора или нечто иное?

— Самые подходящие инструменты — это деревянные ложки ручной работы с глубокой чашечкой, ведь от ее размера зависит издаваемый звук. В общем, это, как правило, хорошая суповая русская ложка.

— Насколько распространены подобные коллективы в мире?

— У каждой страны свои традиции. Но как раз ложки — это наш национальный инструмент. Обучать игре на них можно с дошкольного возраста. А для малышей есть и более простые инструменты — бубенчики, маракасы.

— Почему при выборе названия остановились на «Калинке»?

— Это решение всего коллектива. «Калинка» была первым нашим произведением. Его мы исполняем вместе с коллективом «Березка» Центра национальных культур.

— Известно, сколько уже лет искусству игры на ложках?

— Это многовековое искусство, уходящее в глубь веков Древней Руси. Ровесниками «ложек» были гусли и бубен.

Новороссийские дети шум превратили в музыку