Пост весового контроля оказался местом, опасным для жизни. Но именно здесь стало понятно, почему «хомяки» с явным перевесом прорываются в Новороссийск и курсируют по дорогам.

Неизбежное зло

Грузовики разбивают городские дороги, создают невероятный шум и бесконечные пробки, которые с каждым годом вызывают все большее раздражение жителей города. Мы и рады от них избавиться, но другой дороги к морскому порту нет. Поэтому, стиснув зубы, новороссийцы терпят большегрузы как неизбежное зло.

В августе грузовики везут в основном сельзохпродукты и пшеницу из Краснодарского края и соседних областей и республик. В сутки в город может заходить до двух тысяч фур. Занимается весовым контролем в регионе Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

Заходим на пост. Сотрудники управления по компьютеру отслеживают информацию, поступающую с весов.

— На въезде и выезде из города находятся динамические весовые платформы, которые взвешивают автомобиль в движении, — поясняет начальник поста весового контроля Дмитрий Долгов. — Автомобили проезжают по ним, а компьютер обрабатывает данные по весу. Если выдается нарушение, то уже на территории поста машину останавливает наш сотрудник. Здесь происходит контрольное взвешивание на стационарных весах, оно точное, так как грузовик находится в состоянии покоя. Если мы фиксируем нарушение, то на водителя составляется административный протокол. Также проверяем наличие тахографа и аппарата системы «Платон».

С риском для жизни

Выходим на дорогу, чтобы понаблюдать этот процесс в действии.

— Смотрите, вон оранжевый КамАЗ, как мне кажется, объезжает весовую платформу, — пристально вглядываясь вдаль, говорит Дмитрий Долгов. Его наметанный глаз заметил некоторое изменение в траектории движения грузовика. КамАЗ приближается к посту, не снижая скорость. Постовой машет жезлом, подавая знаки, что водитель должен остановиться. Водитель прекрасно нас видит, но скорость не снижает! А потом, глядя в упор на постового, машет рукой, мол, отстань! Секунда — и он промчался мимо! Наглость, с которой шофер провернул этот трюк, зашкаливает.

— Вот это один из способов ухода от ответственности, — поясняет Долгов. — Что мы можем предпринять в этом случае? Сейчас я передам в ГИБДД номера этого КамАЗа, чтобы его задержали в городе. Попадется ли он, сказать трудно. Экипажи ГИБДД, как правило, работают в городе на ДТП. А ему до порта не так долго добираться.

— Почему же на посту нет сотрудников ГИБДД, ведь это бы значительно упростило работу? — задаю вопрос.

— Несколько лет назад так и было — мы работали совместно, и это было эффективно. Но, к сожалению, сейчас практика изменилась. Почему — ответить не смогу, это вопрос взаимодействия между двумя ведомствами. Но такому сотрудничеству мы были бы рады.

А вот еще пример, как фуры с перегрузом заходят в город, — Долгов открывает на компьютере видео. (К слову, все происходящее фиксирует камера, которая находится на груди постового, а также камера на самом весовом посту.) На видео большегруз с закрытыми номерами на скорости летит прямо на сотрудника, который в последний момент уворачивается от многотонной машины.

Практически такая же история на втором ролике. Но здесь фура еще и чуть-чуть сворачивает в сторону постового, как бы пугая, что задавит. И тут сотруднику Госавтодорнадзора чудом удается уцелеть.

На следующем ночном видео мимо на скорости не менее 70 км в час проносится колонна большегрузов. Ноль внимания на действия сотрудников весового контроля. Как остановить этот сумасшедший летящий поезд? Номера у всех закрыты, привлечь к ответственности не получится. И таких роликов — очень много!

— Пока еще способы борьбы вот с такой категорией нарушителей не изобретены, — поясняет руководитель. — Как наказать грузовик, номер которого никто не знает?

Зерно перекидывают ведрами

— А что вы делаете с теми, кого удается задержать с перегрузом? — задаю вопрос руководителю.

— Водитель должен устранить нарушение, и только после этого он сможет отправиться к месту следования. Вот, например, на видео задержан грузовик с перегрузом зерна, — показывает ролик и комментирует его Дмитрий Викторович. — К нарушителю подъезжает второй автомобиль, и ведрами водители перекидывает зерно до тех пор, пока вес грузовика не будет в пределах нормы. Могут полдня таким образом перекидывать зерно, но другого выхода нет. Тяжелый труд, не спорю.

Но если есть деньги, то водитель может воспользоваться услугой сторонних лиц. Например, существуют ГАЗели с пневмоустановкой, которые откачивают лишнее зерно или другой сыпучий груз в другую машину. После устранения нарушений грузовик снова взвешивается и отправляется дальше.

— Какой перегруз вам запомнился?

— Однажды мы остановили фуру, которая должна была везти 40 тонн. А у нее было 100! Я сначала даже не поверил своим глазам. В кузове находились грузовые блоки для подъемного портового крана.

— Каков размер штрафа за перегруз?

— Водитель заплатит от 1,5 тысячи рублей, должностное лицо — от 15 тысяч рублей, юридическое — от 150 тысяч и более. Кстати, поэтому один из способов минимизировать расходы на штрафы — оформить груз на водителя, а не на предприятие, которое отправляет товар. Штрафы для физического лица — минимальные.

Но не все предприятия могут идти по такому пути. Отмечу, что большие штрафы на юрлица поставили на место лидеров продуктового рынка. Например, фуры АО «Тандер» идут без перегруза. Им дешевле выполнять требования закона. А вот о тех, кто перевозит зерно, этого не скажешь.

Как говорят сами водители, перевозящие пшеницу, идти полупустыми им невыгодно. После введения платной системы «Платон» на федеральных трассах — особенно. При этом ставку за перевоз груза не повышали уже лет 5-7, а цены за это время взлетели по всем категориям товаров. Штрафы за перевес очень высокие. В таких условиях прибыли лишаются все. Поэтому и приходится идти на нарушения, если хочешь заработать лишнюю копеечку.

— Бытует мнение, что в аварии попадают именно грузовики с перегрузом…

— Это не совсем так. Отмечу, что те, кто перегружает машины, как правило, очень хорошо следят за состоянием автомобилей. Те же, кто не идет на перегруз и не получает от этого сверхприбыль, по всей видимости, имеют меньше средств. Поэтому за машинами следят не так тщательно. У них часто лысая резина, имеются какие-то технические неисправности.

Иностранцы боятся штрафов, местные — не очень

Пока мы расспрашиваем Дмитрия Долгова о тонкостях службы, на посту останавливают одну машину за другой. Нарушения разные — у кого-то нет маршрутной карты, у кого-то тахограф (прибор, контролирующий режим работы и отдыха водителя) отсутствует или неисправен.

Вот остановили грузовик, водитель которого не имеет документов по системе «Платон». На первый раз ему выписывают штраф в размере 5 тысяч рублей.

Как правило, все иностранцы имеют тахографы, это местные водители большегрузов грешат их отсутствием. У иностранцев штрафы на порядок выше — достигают 150-200 тысяч рублей. При этом и автомобиль может задерживаться до полной оплаты штрафа, и водителю придется оплачивать штрафстоянку. А это тоже немалые деньги. Поэтому им выгодно работать без нарушений.

— Каков финансовый результат вашей работы за прошедшие полгода?

— Всего было оформлено 2 тысячи 706 протоколов на сумму 8 млн 320 тысяч рублей. В том числе на нашем посту было составлено 159 административных материалов за нарушение весовых параметров на сумму 965,5 тысячи рублей. Это штрафы, которые были выписаны на водителя как на физическое лицо. Я не говорю об ИП или ООО: для них штрафы в разы больше, бывает, доходят и до полумиллиона рублей.

С начала года у 855 иностранных автомобилей были выявлены нарушения на сумму 3 миллиона 372 тысячи рублей. Работы, как говорится, хватает. Но в последнее время нарушений становится меньше.

Что касается вопроса о взятках, которые якобы платят водители за то, чтобы проехать пост весового контроля (такие слухи настойчиво ходят в городе), то здесь коррупционные действия минимизированы.

Дело в том, что результаты взвешивания сразу сохраняются в компьютере. Инспектор еще только может заподозрить нарушение, а данные о нем уже зафиксированы. При этом и на посту, и в самом помещении, где работают постовые, ведется аудио- и видеозапись.

Проблема большегрузов на дорогах города решаема? Звоните нам по телефону: 61-41-05 или пишите на электронный адрес: lianagil77@mail.ru.

Фото Ольги Жук.

Новороссийск