В минувшие выходные на сцене городского театра в Новороссийске прошли премьерные показы спектакля «Взрослая дочь молодого человека» НМДТ им. В. Амербекяна.

Сам спектакль довольно известен среди театралов, впервые был поставлен по пьесе Виктора Славкина «Дочь стиляги» ровно сорок лет назад на сцене Московского театра им. К. Станиславского. Главные роли в той постановке сыграли Альберт Филозов и Эммануил Виторган.

Идея сделать спектакль, который можно было бы показать в рамках X Сочинского международного фестиваля джаза, принадлежала Государственному театру наций, который проводил в Новороссийске сначала Творческую лабораторию, а затем Всероссийский театральный фестиваль.

— Режиссером постановки стал известный театральный режиссер Михаил Заец, — отметил художественный руководитель НМДТ Евгений Кушпель. — Он уже известен новороссийскому зрителю. В его постановке мы играем спектакль «Чудный день, чтобы сдохнуть». На этот раз он также работал над эскизной постановкой, дорабатывал которую коллектив нашего театра. Кстати, в Сочи «Взрослую дочь молодого человека» мы показали на Малой сцене Фестивального центра и имели очень хорошие отзывы.

Автору статьи удалось присутствовать при сборах коллектива в поездку в Сочи. Удивило, что наши артисты повезли с собой десяток радиоприемников и радиол 1950-1960-х годов и один торшер. А где же элементы оформления постановки? Оказалось, это и есть то самое оформление. С той лишь разницей, что на одном проигрывателе слушали пластинку на рентгеновском снимке, другую радиолу использовали как обеденный стол, а на остальных ламповых приемниках сидели.

Впрочем, постановка новороссийцев совсем не напоминает ту, которая была осуществлена на московской сцене. Взяв за основу первое действо пьесы, удалось поменять сюжет пьесы. Если раньше в спектакле шли разбирательства о том, кто прав и кто виноват, то в мелодраме по-новороссийски рассказывается о преемственности поколений, о понимании родителей и детей.

Изюминкой спектакля уже не в первый раз становится присутствие на сцене живой музыки. В спектакле о жизни стиляг, в которой музыка действительно играла большое значение, задействованы соло-гитарист Григорий Чихонов и контрабасист Сергей Губарев.

Квартет исполнителей главных ролей — Евгений Кушпель («Бэмс»), Евгений Архипов («Прокоп»), Вячеслав Сизиков («Ивченко») и Виктория Десятова («Люся») — эти три чувака и одна чувиха — напомнил пришедшим на премьеру зрителям об эпохе 60-летней давности. Тогда о героях этого времени — стилягах — писали разве что на страницах журнала «Крокодил» или в газетных фельетонах.

Впрочем, зрители с удовольствием провели полтора часа в театральном зале. Спектакль для многих стал ретро-экскурсией во времена «оттепели», когда на слуху были коки, штатники, бибоп, джаз, широкоплечие пиджаки, широченные брюки, узкий галстук, полуботинки на толстой подошве, фильм «Серенада Солнечной долины» со знаменитой песней «Поезд на Чаттанугу». Рефрен этой песни — «Чаттануга Чу-чу» — обыгрывается на протяжении всего спектакля. «Бэмс, Чу-чу!» было чуть ли не лозунгом бывших стиляг.

Интересно решена финальная часть спектакля — со сцены исполняется попурри из нескольких песенок, напоминающих о времени стиляг из репертуара групп «Секрет», «Браво», «Чайф» и других. Многие зрители поддержали заводной музыкальный ритм и вместе с артистами были подхвачены зажигательным танцем.

Хочется напомнить, что грандиозным успехом в СССР пользовалась песня «Стиляги» в исполнении Нины Дорды и оркестра Эдди Рознера:

Ты его, подружка, не ругай:

Может, он залетный попугай,

Может, когда маленьким он был,

Кто-то его на пол уронил,

Может, болен он, бедняга?

Нет, он попросту стиляга!

Найти стиляг можно и в истории Новороссийска.

В 1962 году в Новороссийске снимались эпизоды художественного фильма «Ход конем», в котором одна из сюжетных линий связана с группой стиляг, под влияние которой попадает один из главных героев, роль которого сыграл Савелий Крамаров.

В подражательстве вкусам стиляг обвиняли певицу Ружену Сикору, начинавшую свой творческий путь в Новороссийске. На всесоюзной эстраде Сикора часто выступала с песнями зарубежных авторов, исполняя их на языке оригинала. Поэтому в разгар борьбы с низкопоклонством перед Западом ее обвинили в пропаганде чуждых советским людям песен.

Тогда ее концерты часто посещали стиляги, которым импонировала исполняемая певицей музыка, — они даже подпевали ей на концертах. И этого было достаточно, чтобы в газете «Советская культура» вышла разгромная статья о репертуаре Сикоры.

Считается, что во многом из-за этого певица была удостоена почетного звания «Народная артистка России» уже на склоне лет, намного позже своих коллег.

Еще один известный поклонник джаза — журналист Анатолий Луначарский. Он высаживался вместе с 255-й бригадой морской пехоты на Малую Землю, погиб в сентябре 1943 года в боях за Новороссийск. Его именем названа одна из улиц города-героя. В книге Героя Советского Союза М. Ашика, посвященной морским пехотинцам, сражавшимся за Новороссийск, рассказывается о сообщении Политуправления Черноморского флота, направленном в Президиум правления Союза писателей СССР, в котором говорилось, что «он написал историю бригады морской пехоты, множество очерков, стихов и песен для джаза». Последнее заставляет задуматься о правдивости утверждений о якобы имевших место гонениях на джазовое искусство. Если бы тогда джазовое искусство преследовали, то это вряд ли бы ставили в заслугу погибшему коммунисту.

Недавно управление архива Новороссийска опубликовало заметку о кинотеатре «Москва» 1959 года, которую сопроводило фотографией эстрадного джаз-оркестра, выступавшего перед киносеансами.

Джаз-оркестр в кинотеатре "Москва"

Напомним, что в этом году Новороссийский муниципальный драматический театр им. В. Амербекяна отмечает свое 60-летие. Планируется, что накануне своего юбилея НМДТ покажет еще одну премьеру.