Самые обычные куры, а также другие птицы, могут помочь узнать причину опасных расстройств сна и найти лекарство от бессонницы.

Птицы спят почти как люди

Совершенно новые эксперименты над пернатыми идут на Утришской морской станции Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН.

Все живые существа на планете Земля спят и делают это по-разному, до сих пор ученый мир дебатирует на тему: зачем нужен сон и каковы его механизмы. Ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН (Москва) и Центра нейро-биологических исследований Калифорнийского университета (Лос-Анджелес), кандидат биологических наук Олег Лямин, открывший вместе с коллегами однополушарный сон у дельфинов и ластоногих, хочет ответить на самые каверзные вопросы, связанные со сном. А эксперименты он ставит… на курах, африканских страусах и австралийских птицах эму.

— Только у птиц и млекопитающих есть две фазы сна — быстрая (парадоксальная, сон со сновидениями) и медленная, это их объединяет с человеком. И еще: куры, как и мы, люди, спят ночью, — поясняет мне ученый.

Тайна эволюции сна

Рабочий процесс развернулся на Малом Утрише. Курам, эму и страусам установили на голове датчики величиной со спичечную головку, они регистрируют энцефалограмму и кардиограмму, а также движение глаз во время сна, данные передаются на компьютер. Рабочий процесс идет ночью, когда птица спит сладким сном.

— Почему мы сравниваем кур со страусами, а их с млекопитающими? Потому что эму, страусы, тинаму — это бескилевые птицы, жившие во времена динозавров. Нам интересно сравнить особенности сна современных и древних видов, чтобы понять, как сон эволюционировал за 150 миллионов лет, — говорит Олег Лямин.

Если раньше сон животных исследовался в клетках, то теперь исследования проводят в просторных вольерах и в природе. Задача ученых — посмотреть, как различается сон в неволе и на свободе. А в глобальном смысле — сравнить сон различных животных: от слона до мыши, от крысы до дельфина, от страуса до курицы.

— Мы работали в Африке, устанавливали мини-датчики движений на хоботе и шее слонов, регистрировали активность животных в движении и во сне, — продолжает Олег Ирикович. — Выяснилось, что слоны спят в природе в два раза меньше, чем в зоопарках. Потому что в природе им приходится двигаться, искать пишу, прятаться от солнца или непогоды.

Некоторые, засыпая, перестают дышать на полчаса

Условия обитания животных и их эволюция определяют, как и сколько они спят. Одни животные спят очень долго, другие — два часа в сутки или еще меньше, потому что на них охотятся ночью и им нужно спастись от врага. Некоторые виды летучих мышей, к примеру, могут позволить себе спать 16-18 часов, потому что у них нет особых врагов, другие виды рукокрылых спят только 6 часов, потому что вегетарианцы, и им некогда рассыпаться — нужно искать пищу!

Некоторые тюлени могут спать под водой на глубине во время дыхательных пауз длительностью 20-30 минут, прячась от касаток и акул, а у человека задержки дыхания во сне более 30 секунд (апноэ) считаются патологией и могут привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, а у новорожденных даже к смерти.

Другие — открывают один глаз

— Почему нам в данный момент интересны куры и страусы? — продолжает ученый. — Оказалось, что у кур одна половинка мозга может спать больше, чем другая. Более того, некоторые виды пернатых спят с одним открытым глазом — следят, чтобы их не съели! Любопытно, что и у дельфинов, и морских котиков одно полушарие спит, а другое бодрствует, это позволяет животному плавать и контролировать ситуацию одним глазом. А у эму и страусов, как оказалось, быстрого сна значительно больше, чем у других видов птиц.

Олег Ирикович поясняет: сон у млекопитающих и птиц похож. Также цель его работы — не только понять, как спят птицы, котики и дельфины, но и разобраться, для чего нужен сон вообще, а в перспективе научиться лучше бороться с проблемами сна человека (бессонница, расстройства быстрого сна, апноэ, храп).

Также на страусах и эму отрабатываются новые технологии анестезии. Ведь фермеров, разводящих экзотическую птицу, в России становится все больше, а проведение некоторых ветеринарных процедур требует надежного наркоза.

Ученые плачут, глядя на подопытных

Я поинтересовалась о морально-этической стороне дела. Как относятся ученые к птице, едят ли ее, могут ли их действия считаться жестоким обращением с животными?

— Мы подопытных животных не едим, — успокоил меня ученый. —Страусят и эму мы приобрели на ферме в месячном возрасте, сейчас им по три месяца, они очень быстро привыкают к людям, прекрасно контактируют, дают себя гладить. Любят поесть. После окончания исследований раньше мы передавали животных в зоопарки (морских котиков) или выпускали в природу (дельфинов).

Проводить научную работу мне помогают замечательные ребята, студенты-волонтеры. Поверьте: они очень трепетно относятся к животным, даже плачут, если их подопечные плохо поели!

А вот коллеги Лямина иногда подшучивают над ним, мол, до кур докатился! Ученый к таким заявлениям относится по-доброму. Ведь он уверен, что нас всех ждут очень полезные и важные открытия. И помогут в этом, в том числе, и куры.