В нашем городе появились активисты, которые совершенно бесплатно собирают экскурсии и походы по историческим местам Новороссийска. В одном из них побывал корреспондент «НР».
Целью похода были развалины метеостанции, построенной в Российской империи для нужд железной дороги в 1891 году.
Собственно, остатки инженерного сооружения столь же незначительны, сколь и сохранившиеся сведения о нем. Часть стены, колодец с подземным бассейном и гелиограф — каменный столб, позволявший высчитать число солнечных дней в году.
Сведения о станции новороссийский энтузиаст Игорь Гусенин, создавший на «Ю-Тубе» свой канал «Новороссийск. История где-то рядом» (видеоотчет с экскурсии смотрите там), добывал с большим трудом. Документы рассеялись, как паровозная копоть, и кто знает, где осели, — архив надежд не оправдал. Игорю удалось поговорить с женщиной, которую на метеостанцию привез в пятидесятые годы ее отец, назначенный сюда начальником. Семья тут же и жила.
«Мама меня спросила: а ты сможешь ходить в школу за пятьсот метров? — вспоминала дочка „станционного смотрителя“. — Да чего там, какие-то полкилометра! Но оказалось, что добираться нужно будет в обход, по горной тропе».
Вот по этой дороге, с осыпающимся мергелем, мы и шли. Собрались человек тридцать, некоторые — с детьми, которых предупреждали не брать, были среди участников и люди, которым основательно «за».
Это уже третья экскурсия, первые две не требовали от участников особой физической подготовки, поскольку пролегали по историческому центру города и по некогда во всем передовому райончику Стандарт.
Работник горгаза Василий Алексеев, известный новороссийцам как @vasilii_orestofff, обладающий выносливостью бывшего десантника, возвращался за отстающими, а Сергей Дукачев, инженер, переквалифицировавшийся в экскурсовода (@sergey_forest) поил всех чаем на привале.
Обратный путь проходил через старые цементные карьеры, где ещё сохранились остатки железной канатной дороги — бремсберга, которая использовалась для транспортировки сырья на производство. Сергей рассказал историю зарождения местной цементной промышленности.
Собственно, эта троица — Игорь, Василий и Сергей — и составляет группу «Провинцiя». Историко-культурный проект затеян, чтобы нанести на местную туристическую карту новые маршруты и объекты осмотра, пока их еще можно сохранить.
Сейчас же короткая, но богатая история Новороссийска прячется в тени его военных памятников, считают молодые краеведы. Героическое прошлое города — предмет его заслуженной гордости, но все же история этим не исчерпывается, пора отыскивать в прошлом вдохновляющие примеры для мирной жизни и человеческих радостей.
Фото предоставлено Василием Алексеевым.