Люди от них устали, дороги тоже, но до ноября пощады от них не ждите.

На дорогах Новороссийска практически ежедневно проходят рейды по выявлению нарушений на большегрузах. В одном из них поучаствовали корреспонденты «НР».

Зерновозы — бич наших дорог

Наличие в Новороссийске морского порта оборачивается большим потоком фур, которые везут на экспорт различные грузы. Сейчас пошла пшеница и сельхозпродукты. Богатые на урожай Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария дают плотный трафик. В пик сезона по нашей дороге в сутки проезжает около двух тысяч большегрузов!

Такое положение дел вызывает стабильное недовольство горожан, которое обостряется во время аварий с грузовиками. А они в летний сезон случаются с завидной регулярностью. Перевернутые зерновозы, парализующие Восточный район, стали уже привычными.

Масла в огонь подливают и разбитые фурами дороги. Власти города постоянно проводят ремонт на основных улицах, по которым идет этот транспорт, но уже через пару недель новый асфальт не выдерживает — появляются трещины и намечаются явные продавленные колеи. Процесс ремонта магистралей становится цикличным действием.

Мы решили посмотреть на проблему изнутри, поняв, кто и на каких этапах борется в городе с правонарушениями в этой сфере. Корреспонденты «НР» побывали в рейде, которые регулярно проводят сотрудники ГИБДД совместно с администраций города. В задачи таких мероприятий входит проверка технического состояния большегруза и наличия всех необходимых документов.

Тахографы — медаль с двумя сторонами

Сотрудники ГИБДД останавливают первый грузовик. Водитель явно расстроен, что попал под проверку. Спрыгивает с КамАЗа уже с документами в руках — потный и по виду уставший. Автоинспектор проверяет машину и документы. Оказывается, что у водителя нет тахографа. После оформления административного материала госинспектор технического надзора ГИБДД г. Новороссийска, майор полиции Вадим Гургенов рассказывает, что штраф за такое нарушение предусмотрен от 1 до 3 тысяч рублей.

— Тахограф — это прибор, предназначенный для регистрации скорости, он фиксирует режим труда и отдыха водителя, — поясняет госинспектор. — Представьте, вот у его машины четыре оси, значит, ему разрешено везти 38 тонн груза. Если водитель везет этот груз 18 часов — это большое напряжение, он может заснуть за рулем от усталости, что приводит к ДТП. А такой большегруз зачастую собирает в аварии по 5-6 легковушек.

— Отсутствие тахографа — частое нарушение? — интересуемся мы.

— Самое распространенное! Водители говорят о том, что им дорого его приобрести. Он действительно недешев — от 40 до 60 тысяч рублей. Плюс карточка водителя — от 1500 до 2500 рублей.

Вот этого водителя мне было по-человечески жаль. Он рассказал, что тахограф не покупает, потому что у него больной ребенок, много денег уходит на лечение. По нему видно, что не обманывает. За 28 лет работы я уже сразу определяю, врет человек или нет: детектор внутренний срабатывает. Но даже такие обстоятельства, конечно, не освобождают от штрафа.

У второго водителя, модно одетого парня, все документы в порядке, тахограф имеется. Но выглядит он также изможденно, как и первый. Видно, что ему в кабине очень жарко. Солнце нещадно палит, на небе и намека нет на спасительные облака.

— Да они все такие едут, труд нелегкий, — поясняет Вадим Владимирович. — В основном все водители — работяги из деревень. У них на местах с работой, видно, не очень хорошо, вот и идут в дальнобойщики.

А тем временем для проверки останавливают третьего водителя. У него КамАЗ новенький, глазу приятно смотреть. Из кабины выпрыгивает улыбчивый мужчина средних лет. И снова нарушение — отсутствие тахографа.

— Почему не покупаете? — задаем ему вопрос.

— Так его купишь — себе дороже! Нужно будет тогда останавливаться через каждые три часа на стоянку и отдыхать 40 минут — так он регламентирует рабочий график. Как скоро при таком темпе я довезу груз? При этом и стоянок для большегрузов на трассах очень мало. Не могу же просто остановиться на обочине и создать аварийную ситуацию! Да и стоит он немало.

— Но ведь и выручка за рейс приличная…

— Меньше 50 тысяч за рейс! При этом я должен заправить машину, заплатить транспортный налог, налог как индивидуальный предприниматель, налог по «Платону». А тут еще и платные дороги прибавились. Проехал — отдал 700 рублей. Сейчас еще какая-то хартия перевозчиков образуется. Зачем? От одного названия уже тошнит. Хочу послать подальше эту хартию! И хорошо, если за рейс машина не сломается. А то ведь и запчасти нужно будет купить. А расценки на перевозку небольшие! Это у всех миф такой, что мы деньги лопатой гребем. Я в этом бизнесе 20 лет, знаю, о чем говорю.

Техническое состояние улучшилось

— Какие нарушения в большинстве своем фиксируете на рейдах? — спрашиваю у Вадима Гургенова.

— Отмечу, что техническое состояние грузовиков в последнее время заметно улучшилось. Это факт. Многие берут кредиты, покупают новые машины. По моим ощущениям, около 80% имеют надежные большегрузы в приличном состоянии.

А бич — это отсутствие путевых листов. С утра, перед рейсом, водители должны проходить мед- и техосмотры. Только после этого имеешь право садиться за руль. Но многие этим пренебрегают, около 20-30% нарушений приходится на эту статью.

Причем штраф за такое отступление от правил — довольно ощутимый. Отсутствие медицинского и техосмотра — по 3 тысячи каждый, а юрлицу — 60 тысяч рублей.

Лысая резина встречается довольно часто. Если рисунок протектора грузового автомобиля меньше 1 мм, то это серьезное нарушение. Ведь нагрузка на колеса большая, если на ходу такое колесо взорвется, машина становится неуправляемой. Ее несет вправо, влево, на обочину или встречную полосу. Это очень опасно!

Встречаются шпильки — это когда нет болта, и водитель вставляет вместо него временное крепление — так называемую шпильку. Но в большинстве своем водители в последнее время следят за машиной, понимают, что ее исправное техническое состояние скажется на безопасности за рулем.

— Но при этом себя, как я посмотрю, не берегут. Сейчас мы с вами видели невыспавшихся, замученных людей…

— Сезон пошел, они все стараются заработать. Вы знаете, что зерно может храниться на зернохранилище и постепенно вывозиться. Но сейчас оно тяжелое, у него большой вес, а значит, если перевозить его сейчас, можно больше заработать. Перевозчики получают деньги за тоннаж. До ноября трафик движения будет активным. А потом пойдет на спад. Так что работы пока много.

Уважаемые читатели! Мы решили посмотреть на проблему большегрузов со всех сторон и напросились побывать на посту весового контроля, что находится на въезде в город. В ближайшее время мы узнаем, почему на улицы города нередко заезжают перегруженные большегрузы и как с этой проблемой борются сотрудники Межрегионального управления Государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

Фото Ольги Жук.