Советы новороссийцам: как вести себя во время ДТП и когда составлять Европротокол

Консультирует читателей главный оценщик Союза «Новороссийская торгово-промышленная палата», специалист первой категории, стаж работы которого свыше двух десятков лет, Андрей Ковалев.

Когда использовать Европротокол?

Оформление ДТП по Европротоколу предполагает ущерб до 100 тысяч рублей. Сам бланк протокола можно скачать в Интернете на сайте Российского союза автостраховщиков — РСА (здесь же и образец заполнения) или получить при покупке полиса ОСАГО в страховой компании. Главное, грамотно предположить, какой ущерб нанесен транспортному средству.

Например: если у вас отечественный автомобиль, скажем, ВАЗ 2114, и вы видите, что разбита фара, крыло и бампер, можно смело оформлять Европротокол. При условии, что нет пострадавших и виновник аварии согласен с тем, что авария произошла по его вине. Наличие полиса ОСАГО у обоих участников ДТП обязательно!

В Европротоколе должны зафиксировать не только внешние, но и возможные скрытые повреждения. Например, если при повреждении бампера не указано, что нарушена рамка радиатора, то ее страховщик может не учесть и отказать в ремонте (замене) этой детали либо отказать в выплате денежной суммы. Впоследствии могут всплыть на поверхность и другие скрытые поломки.

Направить документы страховщику потерпевший обязан в течение пяти рабочих дней с момента ДТП. До осмотра автомобиля страховщиком машину нельзя ремонтировать!

Виновнику ДТП не надо относить свой экземпляр Европротокола в свою страховую компанию. Это обязанность потерпевшего.

Больше фотографируйте

Советую водителям активно фотографировать место ДТП с привязкой к местности: автомобили на фоне близлежащих домов или иных объектов недвижимости, чтобы можно было без труда по фотографии определить место ДТП. После фотографирования места ДТП необходимо убрать автомобили с проезжей части, чтобы не мешать движению, и начать заполнять Европротокол.

Ремонт или деньги?

Страховая выплата за ущерб, причиненный в ДТП, производится только в определенных случаях. В основном предусмотрен ремонт автомобиля на станции техобслуживания, с которой у страховщика заключен договор на ремонтные работы.

Но бывают случаи, когда сервисные центры отказываются заниматься ремонтом автомобиля ввиду финансовой нецелесообразности. Ущерб от ДТП рассчитывается страховщиком по ценам, указанным на сайте РСА, цены на запасные части могут быть в разы ниже рыночных (например, бампер на Toyota Camry, по данным РСА, стоит 5000-8000 рублей, его реальная цена — 16-19 тысяч рублей). В данном случае сервисный центр отказывает в ремонте. При наличии отказа сервисного центра автовладелец получит денежную компенсацию.

Это происходит чаще всего, когда автомобиль — иномарка и далеко не новая. Стоимость новых запчастей, используя которые сервисный центр должен производить ремонт, на такую машину порой превышает цену автомобиля. Также денежную компенсацию можно получить при полной гибели транспортного средства, смерти потерпевшего, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пострадавшего в результате наступления страхового случая.

А еще — когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает 400 тысяч рублей и при наличии соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим. При этом страховая выплата производится с учетом износа заменяемых деталей. То есть денег на то, чтобы отремонтировать свой автомобиль, вероятнее всего, вам не хватит. В этом случае с виновника ДТП можно взыскать разницу за износ заменяемых деталей.

Например, новая запчасть, которую вы купили на ваш автомобиль, стоит 20 тысяч рублей. Если автомобиль неновый, то вычитается разница за износ до 50 процентов. То есть при 50-процентном износе заменяемой детали 10 тысяч рублей вы сможете взыскать с виновника ДТП. Для этого надо собрать документы, подтверждающие покупку и установку запчасти в ходе проведения ремонта. Судебная практика по таким делам уже есть.