Куда новороссийских школьников ведет образовательный маршрут?

Отшумел выпускной бал, позади экзамены. Куда теперь отправятся выпускники 9-х и 11-х классов? Об этом и многом другом шел разговор в пресс-центре «Новороссийского рабочего» с представителями управления образования.

И на сто баллов, и не только

— В этом году много ярких примеров успеха, но есть и явные неудачи. Наряду со стобалльниками — а таких больше, чем в прошлом году, — есть и те, кто не прошел порог успешности, сдавая предметы по выбору. Это 91 выпускник.

Но и ребята, не прошедшие порог успешности, несомненно, тоже получат профессию, но уже будучи студентами учреждений среднего профессионального образования. Вот почему сейчас, когда идет набор в 10-е классы, очень важно подумать, взвесить собственные силы. Возможно, выбрать для ребенка другой образовательный маршрут: за те же два года вчерашний школьник может обучиться в колледже, стать без пяти минут профессионалом по выбранной специальности, а затем получить и высшее образование, — рассказала начальник управления образования администрации города Елена Середа. — При этом, учась в колледже, реально сдать ЕГЭ. Одна из стобалльниц этого года — студентка Новороссийского колледжа строительства и экономики, ранее закончила школу № 22.

«Физики» или «лирики»?

— Насколько меняются сегодня приоритеты у школьников? Кого больше: «физиков» или «лириков»? — корреспондент задает вопрос собравшимся.

— «Физиков», а точнее сказать, технарей, — ответил заместитель директора Центра развития образования Евгений Лежнин. — Также сегодня, в век «цифры», мощно развиваются информационные технологии, много ребят увлекаются этим направлением. Развиваются агротехническая, химическая, пищевая промышленности. Инженеры тоже нужны. Сейчас уходят старые кадры и требуются новые, а их надо еще вырастить и выучить.

— Сейчас модно заниматься робототехникой. Но вот какую профессию получит тот ребенок, родители которого усиленно водили в кружок, где собирают роботов?

— Робототехника — это не профессия. Это воспитание и развитие в ребенке определенных навыков. Сейчас всюду трудятся роботы, только не те, с руками и ногами, каких мы видели в фантастических фильмах. Речь идет об автоматизированных линиях на производствах, о бытовой технике.

Занимаясь робототехникой, школьник понимает логику работы этой машины-робота, думает, какую программу ему надо задать и как она будет действовать, — пояснил Евгений Лежнин. — Но если ребенок играет в куличики в песочнице, это не значит, что он станет поваром или скульптором, он развивает свое представление о мире, тактильные
ощущения.

— Надо ли заставлять ребенка учиться на хорошо и отлично, требовать успехов, если школьник, как говорится, «не тянет» программу?

— Главное, чтобы ребенок вырос добрым, хорошим и благополучным, — считает Елена Иосифовна. — Родительская мудрость заключается в том, чтобы выбрать для него будущую профессию по душе и способностям. И для этого не надо заставлять идти в 11-й класс. У нас в городе 9 учреждений среднего профессионального образования. Это не так мало. Есть в них коммерческие места, но есть и бюджетные. Правильно определив свой путь, молодой человек принесет в будущем пользу себе и обществу. Не надо пытаться заставлять детей делать то, что им не нравится, тем самым формируя комплекс неуспешности.

— В наши дни снова вспомнили хорошо забытое старое — профориентацию...

— А в нашем городе мы — пионеры этого направления, — рассказала главный специалист управления образования Елена Мазурова. — У нас созданы и успешно функционируют Центры самоопределения учащихся на базе образовательных организаций. Это МТЛ и гимназия № 5, учреждения дополнительного образования: Дворца творчества, Центра детского творчества, дополнительного образования «Школьник-2», а также всех учреждений среднего профессионального образования города.

В Новороссийском социально-педагогическом колледже создан ресурсный центр. Он располагает специальными лабораториями, и туда приходят дети, начиная с детсада. Они с интересом знакомятся с профессиями повара, продавца. Более старшие вовлекаются в волонтерское движение. В сам педколледж заинтересованные ребята поступают с 9-го класса.

В этом году к этому масштабному проекту по профориентации присоединились Морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Белгородский университет (Новороссийский филиал), филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Мы, кстати, единственные в крае, начали реализовывать такой проект.

В этом году на базе 10-11-х классов мы запускаем новый — с Армавирским педагогическим университетом. Учительские кадры для города вырастим сами. Все 9 учреждений СПО тоже вовлечены в работу Центра самоопределения учащихся.

Почти все выпускники, поступая в 10-й класс, определились, куда они в дальнейшем пойдут, по какому направлению. У нас 85 процентов классов — профильные.

Поэтому, если ребята выбрали обучение в 10-м классе, теперь важно за эти два года успешно освоить программу среднего общего образования.

О подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

— Сегодня родители сомневаются: нужны ли детям репетиторы?

— Можно обойтись и без них. Сегодня в школах созданы все условия для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (для девятиклассников) по всем предметам. И это бесплатно. Кроме того, существуют ресурсы, где можно проверить себя. Можно также готовиться самостоятельно, используя опять же возможности Сети. Реально подстраховать себя и действительно позаниматься с хорошим репетитором не возбраняется, если таково решение семьи, в которой воспитывается ребенок, — сказала начальник управления образования.

— Некоторые родители сомневались: надо ли подавать на апелляцию, если баллы были не столь высоки?

— Сейчас опять же на сайте можно увидеть полностью свою работу, посмотреть, за что была снижена оценка, и тогда уже принимать решение. В большинстве случаев вопросы отпадают, — рассказала заместитель начальника управления образования Наталья Бобровная.

В этом году на экзаменах по английскому языку (говорение) не записались ответы по техническим причинам. Выпускникам дали возможность пересдать. Каких-либо конфликтов по поводу занижения оценок не было.

— Сегодня есть ярые сторонники отмены ЕГЭ. Как вы относитесь к этому?

— Обычно отменить ЕГЭ требуют те люди, которые его никогда не сдавали, — уверена Елена Середа. — Отменить ЕГЭ — это значит лишить выпускников возможности подавать заявления о приеме сразу в пять вузов. Это означает, что после нервозной поры сдачи экзаменов ребенок опять должен испытать стресс, связанный с испытаниями вступительными в вуз. Но этот вуз будет только один. И шансы на поступление в высшее учебное заведение резко сокращаются. Давайте спросим у детей: они этого хотят?

Фото Ольги ЖУК.

Наша справка

В этом году сто баллов на ЕГЭ по химии получили 7 человек: по одному — из гимназий № 4, № 1, 22-й школы, Новороссийского политехнического лицея, трое — из школы № 40. ЕГЭ по истории на 100 баллов сдали ученики гимназии № 7, школы № 20, Технико-экономического лицея. По русскому языку у нас три стобалльника из гимназии № 1, по одному — из гимназий № 4, № 8, Технико-экономического лицея, школ № 22, № 40, Новороссийского политехнического лицея. Обществознание на сто баллов сдали выпускники гимназии № 7 и НКСЭ. По физике один стобалльник — из гимназии № 6. На литературе отличился выпускник гимназии № 5.

  • фото: novorab.ru
Поделиться в социальных сетях: