Новороссиец создает яхты своими руками и мечтает о кругосветке

Семья Мальцевых — новороссийских «Кулибиных» — покоряет Черное море, на очереди — Средиземное.

Если ваш ребенок ломает машинки и хранит под подушкой игрушечный гаечный ключ или пластмассовую отвертку, не ругайте его, это очень хороший знак. Есть надежда, что из него вырастет второй Александр Мальцев, собравший собственными руками яхту. Как получаются русские «Кулибины» — выяснял корреспондент «НР».

Страсть к конструированию — что это? Генетически ли это обусловлено, передается ли по крови? Или механике можно научиться и вовсе не обязательно иметь предрасположенность к конструированию? Ученые не дают однозначного ответа на эти вопросы. У героя нашей страницы Александра Мальцева дедушка, Леонид Митрофанович, был капитаном, папа, Михаил Леонидович, — механик и часовых дел мастер — всю жизнь собирал настоящие яхты.

Саша вспоминает себя в детстве: он всегда разбирал игрушки, а затем собирал из деталей что-то свое. В ящике с игрушками у него всегда лежали пластмассовые инструменты. Настоящую отвертку мальчик взял в руки в пять лет. В девять юный конструктор собрал из двухколесного велосипеда мотороллер, прикрутив к остову моторчик, газ и тормоз.

Несколько своих юношеских лет Саша провел под автомобилями и в итоге сконструировал гибрид советского автомобиля «УАЗ-469» и японского автомобиля «Тойота». Прохожие, видевшие это чудо техники на дорогах Новороссийска, удивлялись и показывали пальцами. Ну, а потом этот автомобиль купили краснодарцы.

Все мальчишеские эксперименты в области механики проходили на фоне папиного увлечения конструированием яхт. К сожалению, первое папино судно — пятиметровый моторный катамаран — разбило о берег в шторм 1986 года. Вторую яхту Мальцевы строили уже вместе: Саша с семи лет всегда был рядом с отцом. В итоге совместной деятельности за восемь лет был построен двухкорпусный парусно-моторный катамаран.

— Строили мы во времена всеобщего дефицита, яхта была спущена на воду в 1995 году. Достать тогда можно было только эпоксидную смолу и стекловолокно, и то по блату. Все детали и материалы находили на свалках, покупали на складах и металлобазах, — вспоминает Александр. — До сих пор помню, как мы с отцом в 1999-2000 годах попали на предприятие, где резали на металлолом старые военные суда. Мне стало не по себе: огромные корабли с великой историей, сослужившие службу русскому государству, бизнесмены пилили на части. Человеку, который умеет что-то делать своими руками, всегда тяжело смотреть на то, что разрушают...

Вторую яхту новороссийские «Кулибины» продали, потому что уже родился проект третьей, океанской яхты оригинальной конструкции, способной взять на борт большее количество людей. Работа по строительству этой яхты продлилась одиннадцать лет.

В общей сложности на ее появление семья потратила шесть миллионов рублей. Вы спросите: откуда деньги? Александр к тому времени уже получил диплом морского инженера и ходил в море на нефтеналивных судах в должности третьего механика, вот и заработал средства на покупку материалов.

— Это наша эксклюзивная модель, аналога в мире нет, — говорит Александр. — Мы не старались скопировать чью-то конструкцию, а придумывали свое. Единственное, что мы взяли уже готовое, — это два «ямаховских» подвесных двигателя.

Начинали Мальцевы свою океанскую яхту во времена, когда еще существовало понятие дефицита, с трудом доставали и судовую сталь, и нержавейку, и металлопрокатные изделия. В общей сложности на эту конструкцию ушло 15 тонн металла. Титановые части «Кулибины» искали на предприятиях, где режут вертолеты, самолеты и танки на запчасти (да-да, есть в Новороссийске и такие).

Только титановых болтов в новой яхте — 100 килограммов. Проводов — полторы сотни метров. Мачту Мальцевы взяли с разбитой яхты, затонувшей в Цемесской бухте. Сердце новой яхты — два «ямаховских» двигателя. У конструкции оригинальная якорная лебедка, шлюпбалки — оригинальной конструкции.

И хотя яхта уже давно на плаву, Мальцевы продолжают ее совершенствовать и улучшать каждый день. Сейчас мастера хотят сделать так, чтобы все на яхте работало от энергии солнца и ветра.

Важно, считает механик, что судно прошло испытание в трех штормах силы 6-7 баллов. Четырех-, пятиметровые волны «слизали» с палубы приклеенный ковролин. Но сама яхта выдержала нагрузки: корпус не дал течи, не осталось разрывов, судно продемонстрировало отличную плавучесть и устойчивость.

— Мы с отцом сконструировали такую яхту, которая будет держаться на плаву даже при ее затоплении, — подчеркивает Александр главное достоинство судна.

Я поинтересовалась у Мальцева, что дальше? Есть ли в голове проект очередного судна или на этом — стоп? Александр сказал, что сначала нужно обследовать Черное море, затем и Средиземное.

Ну, а на четвертой яхте, проект которой уже родился в головах, Мальцевы планируют сходить и в кругосветку. Ведь это будет автономная гибридная яхта, на ней можно будет идти без остановки круглые сутки со скоростью 4 узла.

Полюбопытствовала я: как дела у наидостойнейшего человека — Сашиного папы, подарившего сыну редкое хобби, привившего любовь к инструментам и тягу к конструированию?

— Михаил Леонидович — заслуженный пенсионер, но до сих пор он любит бывать на яхте, помогает ее совершенствовать, иногда берется за штурвал. И его потрясающая голова продолжает генерировать инновационные идеи, — завершил рассказ Александр.

Поделиться в социальных сетях: