Вот-вот начнется новый сезон для тех, кто идет первый раз в детский сад. «Новороссийский рабочий» собрал экспертов, которые ответили на все вопросы наших читателей.

Итак, в пресс-центр пришли заместитель начальника управления образования администрации города Евгения Дрюмя, заведующая детсадом № 33 Ольга Сурдина, заведующая детсадом № 1 Гайдэ Степаненко, старший воспитатель детсада № 3 Татьяна Паринова, старший воспитатель дестада № 82 Татьяна Шаповалова, старший воспитатель детсада № 29 Татьяна Васильева, заведующая детсадом № 8 Севиль Коровицына, заведующая детсадом № 13 Елена Архиереева, старший воспитатель детсада № 49 Оксана Пелипенко, старший воспитатель детсада № 70 Татьяна Горшенина, главный специалист Центра развития образования Ольга Кособянц.

Надо ли готовиться?

— Многие родители очень переживают, когда отдают малышей в детский сад. Боятся стрессов, капризов, так называемой «перезагрузки». Как готовить ребенка к школе знают многие. А вот можно ли подготовиться к детскому саду? И так ли необходима эта подготовка? — такой вопрос, который нередко задают родители, мы адресовали нашим гостям.

— Готовиться надо! Прежде всего важен режим дня, — уверена Татьяна Горшенина. — Как правило, ребенок первые два дня с удовольствием посещает детский садик, а на третий день начинает плакать. Это значит, ему тяжело рано вставать, дома был выработан иной режим.

Как выяснилось, в наше время намного больше «гламурных» детей, родители которых сами долго не укладываются спать по разным причинам: работа за компьютером допоздна и прочее. С утра — отсыпаются. А малыши взяли на вооружение этот график.

— Придя в детсад, ребенок должен уметь есть все, не только протертую пищу, — уточнила Гайдэ Степаненко, — быть отученным от памперсов.

— В жизни малыша и родителей с поступлением в детсад меняется все! Но не каждый взрослый это осознает. Потому, собственно, и созданы консультационные пункты при детских садиках, уточнила Ольга Сурдина, милости просим всех, ответим на любые вопросы.

Есть ли очередь?

Существует ли очередь в детские садики? Этот вопрос также часто задают те, кто обращается в редакцию.

— Сегодня деятельность детских садов разделена на две ветви: первая — образовательные услуги, вторая — присмотр и уход целый день, — пояснила Евгения Дрюмя. — Что касается получения образовательных услуг, очереди нет. Она ликвидирована. Каждого малыша могут подготовить к школе, развить его способности в любом ближайшем по месту жительства дошкольном учреждении. Есть также группы временного пребывания детей, которые тоже пользуются огромным спросом. Все это удалось обеспечить, создать достойную базу, набрать хороших специалистов.

Что касается присмотра и ухода за малышом на целый день, то дефицит мест еще есть, но город старается как можно быстрее решить эту проблему. Однако новые жители все прибывают к нам из других регионов. За 10 лет население города выросло значительно. Все мы видим, как растет при этом число новых школ и детских садиков. В 13-м микрорайоне строится садик на 280 мест, недавно была открыта школа. В станице Натухаевской к концу года будет достроен детсад на 240 мест, это значит, что пойдут туда все дошколята. Также городские власти приобрели детсад «Дошкольник» в Цемдолине на улице Полевой, он принадлежал частным лицам. Но теперь там будет сделан хороший ремонт.

— Кстати, нередко родители не очень довольны тем, что место в детсаду получено не по месту жительства.

— Когда родители становятся в очередь, они проживают по одному адресу. Потом переезжают и забывают уведомить об этом. Это одна причина, — говорит Евгения Викторовна. — Бывает, что родителям так необходимо отдать ребенка в садик, что согласны на любой, невзирая на транспортные издержки. Это вторая причина. Потом, конечно, люди испытывают неудобства. Отсюда и недовольство.

Тяжело ли детям?

Многие родители наслышаны о том, что сегодня детсадовцы защищают научные проекты, чуть ли не диссертации пишут… Не слишком ли загружают малышей?

— Наоборот, именно такие новые программы позволили детям раскрыться, обнаружить таланты, способности к чему-либо, — считает Ольга Кособянц. — Дошкольное образование не является обязательным. К детям не предъявляются какие-то супертребования к наличию сверхспособностей. Мы неправомочны диктовать, можем лишь наблюдать. Но при этом создать условия для развития ребенка. Наши дети становятся победителями Всероссийских соревнований по робототехнике, победителями конкурсов исследовательских научных работ, творческих проектов. Например, пятилетний новороссиец Рома Тихоненко стал первым среди ученых-малышей, он отремонтировал свою машинку, приделав к ней электродвигатель.

Понятно, что детям активно помогают родители. Удивительно, что в такую работу охотно включаются многодетные семьи, мамочки, которым, казалось бы, не хватает времени суток, чтобы переделать всю домашнюю работу, — восхищаются наши собеседницы Татьяна Паринова, Оксана Пелипенко и Татьяна Шаповалова, — у нас много таких родителей-энтузиастов. А работать с проектами не сложно, а интересно. Сейчас изменился формат многих детсадовских мероприятий: теперь это квесты, например. Есть разделения и по интересам. Если раньше каждый малыш преподносил маме на 8 Марта рисунок, то теперь один принесет рисунок, другой соорудит робота, третий подарит песню.

Теперь сами помещения детсадовских групп — это классы—трансформеры. Мебель спальная превращается в игровую, есть разделение на зоны по интересам. Дети с восторгом воспринимают такие «волшебные» превращения. В детсаду № 49 есть своя мультстудия. В каждом дошкольном учреждении можно найти занятие по душе.

Можно ли снять диагноз?

В детских садах все чаще появляются группы комбинированные, где обычные детки занимаются вместе с «особенными». И детям, имеющим особенности в развитии, уделяется большое внимание. Удается ли к первому классу «снять» диагноз, сделать ребенка адаптированным к учебе в обычной школе?

— Наш детсад «Гармония» — краевая экспериментальная площадка, здесь действительно сделано все для комфортного пребывания особенных деток, — ответила Севиль Коровицына. — Но мы не врачи, «снять» диагноз — не наша специализация. Однако для каждого ребенка с особенностями в развитии подбирается индивидуальная программа, если нужно, с ним занимается логопед, педагог-дефектолог и другие специалисты. Есть хорошие результаты.

— А главное, наше общество уже с детсадовской скамьи по-другому относится к таким деткам, в малышах воспитывается сострадание к ближнему, это очень важно, — считает Севиль Коровицына.

А модно ходить в детсад?

— В наше время появились родители, которые не приемлют детсадовского воспитания, не отдают детей в школы, занимаясь дома. Как вы относитесь к таким формам обучения?

— Конечно, это право родителей, — уверена Елена Архиереева, — но мы все же считаем, что социализация ребенка очень важна. Сейчас возвращается в нашу жизнь хорошо забытое старое — это шефство учащихся колледжа, например, над малышами из детсада. Наша задача — растить поколение, которое найдет призвание в жизни. Уже сейчас программы детсада рассчитаны на подготовку к освоению специальностей будущего — таких, которые будут востребованы через 15 лет.

— В нашем детском садике практикуются клубные часы с ребятами из соседней начальной школы, — поделилась Татьяна Васильева. — Интересно всем — и школьникам, и детям: уголок ГИБДД, игра в супермаркет, театр марионеток.

Над программами, а садики сейчас работают в системе ФГОС (федеральных образовательных государственных стандартов) трудятся квалифицированные специалисты. Хорошо, если родителям — приверженцам домашнего обучения хватит знаний и сил дать ребенку все необходимое.