Недетский спектакль для детей

В Доме культуры «Кубань» на премьерном показе нового спектакля «Не покидай меня» был полный зал школьников. Трагедию войны со сцены им рассказали те, кто еще совсем недавно, как и они, учили закон Ома за партой. Но без всякого предупреждения им пришлось повзрослеть.

Завтра — это только сегодня

Драма Алексея Дударева посвящена Великой Отечественной войне и поставлена режиссером театра «Кубань» Ольгой Ковалевской. Взрослые практически весь спектакль сидели неподвижно, вытянувшись и подавшись вперед, словно там вдалеке надо было что-то рассмотреть. По всей видимости, они пришли присматривать за своими детьми из «А», «Б», «В» и даже «Г» класса, но подопечных они словно не замечали.

Юные зрители обсуждали, смеялись, замирали — реагировали так, как умели, — по-детски искренне. Как взрослые они не могли погружаться глубоко в себя, они не знают и дай бог узнают не скоро, что такое боль утраты, что такое, когда ты понимаешь: завтра — это только сегодня.

Дети следили за тем, что происходило на сцене. Они безо всякой эмоциональной раскачки попали в водоворот звуков разрывающихся снарядов и крики раненых детей. Голос Левитана провел черту в жизни и на сцене. После его сообщения о том, что началась война, уже не осталось декораций мирной жизни.

Трагизм в простоте. Уже многократно раненый и побывавший не единожды за линией фронта разведчик капитан Михасев не боится умереть, готов выполнять любое задание. Но его последнее поручение оказывается самым страшным: он обязан подготовить четырех бывших школьниц к опасной операции и забросить их в тыл к врагу.

Он практически кричит на старшего по званию: «Это же дети! Мы своих детей, сестер, матерей, жен Гансам под сапоги бросили!». Он требует для себя трибунала, стройбата, которые для него, героя войны, проще этого задания. Но у него нет выбора — он должен это выполнить.

Дети смотрят и видят происходящее на сцене, да и в жизни тоже, совершенно по-другому, не так, как взрослые. Взрослые все понимают, а потому их душат слезы практически с первых минут спектакля. И они стараются их не показать. Дети не знают ничего, а потому вопрос: «что сейчас будет?» — самый популярный. Ребята верят, что вот так, в одно мгновение все закончиться не может.

А потому смеются, когда капитан Михасев заставляет своих бойцов с косичками лежа одеваться и краситься, когда одна из девчонок называет свой отряд ЖОБС — женский отдельный батальон связи. Дети в зале хохочут вместе с детьми на сцене. И даже когда перед главным заданием капитан Михасев находит для них конфеты, колбасу и дает выпить спирт, дети смеются и по залу снова проносится «Ого! А детям можно?». И снова смех. Не смешно только капитану. И редким взрослым в зале.

  • У войны есть разные краски

    Но любая война дает шанс на жизнь. Ради этого и воюют. И капитан Михасев разрешает, нарушая все требования военного распорядка, одному из своих бойцов проститься с любимым. Когда под занавес зритель начинает осознавать, что задание было выполнено, враг разбит, но не все выжили во время той операции, жизнь дарит подарок — новую жизнь. Одна из разведчиц выжила и стала матерью.

    Появляется радость победы, но никуда не уходит горечь потери. Она звучит вместе с песней «Не покидай меня», которую капитан вместе со своим спецбатальоном пел накануне операции. И когда вспоминал свою дочь, которой, как и этим девочкам, исполнилось 15. Как в год расставания ее полные слез глаза умоляли не бросать ее. Не маму, нет, а именно ее — несчастного ребенка, которому так нужен папа, а не старший капитан Михасев.

    После спектакля спрашиваю у зрителей их впечатления.

    — У войны есть разные краски, — очень по-взрослому говорит ученица 5 «Г» 28 школы Кира Мальцева. — Самый страшный для меня момент, когда девушки стоят на одном берегу реки, оглядываются, словно прощаются, и прыгают в воду.

    С ней соглашаются и ее одноклассницы. Говорят, неужели такие юные девочки могут умереть? И почему на задание идут не только мужчины?

  • Свой путь на сцену

    Режиссер Ольга Ковалевская всего за год существования своего театра смогла не просто собрать команду актеров, поставить спектакль, но и научить их делать самое главное: эмоционально вживаться в свою роль так, чтоб зритель им поверил. А ведь если зрители выучили всех бойцов по фамилиям и обсуждали их, значит, следили за происходящим на сцене, проживали вместе с актерами эту трагедию войны.

    — Я много даю, но и требую очень много, — говорит молодая, но строгая режиссер Ольга Ковалевская, ученица талантливых мастеров, воспитанница Двормана, обладателя «Золотой маски», актера и режиссера, заслуженного артиста и члена союза театральных деятелей России. Она признается, что не относится к своему театру как к провинциальной студии.

    Самому младшему ее воспитаннику — шесть лет, самому старшему — 65. Он привозил жену в студию и остался сам. Со всеми Ольга Ковалевская проводит занятия по формированию сценической речи, дыхательные тренинги, занимается развитием выразительности голоса, исправлением говора, актерским освоением авторского текста, ведет работу над мастерством актера и постановкой драматического отрывка, учит раскрепощаться и перевоплощаться.

    — Для кого-то наш театр — это давнишняя мечта о сцене, которую удалось реализовать, а кто-то серьезно настроен поступать в театральный институт, поэтому с них спрос особый, — продолжает Ольга. У нее глобальные планы. Она планирует ставить классику, первый в списке мастеров — Островский. Но самые смелые планы — вырастить из пока небольшого театра «Кубань» мощный профессиональный театр, в котором будут играть и свои ребята, и приезжие профессионалы. Хочется верить, что благодаря таким энтузиастам культурная жизнь нашего промышленного города станет богаче.

    18 и 22 июня в 17.00 спектакль «Не покидай меня» вновь покажут на сцене «Кубани». Обязательно сходите сами и приведите своих детей.

    Записаться в театральную студию можно по телефону: 8-918-644-24-10.

    Фоторепортаж Ольги ЖУК

  • фото: novorab.ru
Поделиться в социальных сетях: