В акватории новороссийской бухты ликвидировали условный разлив нефти.

АО «Черномортранснефть» совместно с ООО «Транснефть-Сервис» провело учебно-тренировочное занятие по ликвидации условного разлива нефти. К нештатным ситуациям должны быть готовы не только люди, но и оборудование, поэтому такие мероприятия проводятся несколько раз в год.

— Шесхарис! В акватории бухты разлив нефтепродуктов, начинаем мобилизацию сил и разворачивание их в точку средоточия, — четкие команды по рации, поступившие экипажу аварийно-спасательного судна, сродни военным. Такая же по-военному четкая реакция у всех участников ликвидации учебного ЧП.

После получения координат условного выхода нефти, суда выдвигаются в указанном направлении. Через 30 минут мы уже на месте. Капитан катера  говорит, что дежурство круглосуточное, а потому экипаж в любой момент готов приступить к выполнению задачи. Оперативность и навыки ликвидации возможных разливов обязательны, ведь в порту Новороссийск ведется погрузка нефтепродуктов на танкеры, и оборудование, передающие шланги могут подвести. 

По легенде прошедших учений, был поврежден технологический трубопровод на нижней площадке ПК «Шесхарис», и произошел условный выход нефти в акваторию бухты объемом 312,5 кубометров. Нефтяное пятно площадью 15 тыс. кв. метров распространилось в район якорной стоянки судов.

Специалисты аварийно-спасательных бригад, ориентируясь на силу и направление ветра, скорость течения, определили точки постановки ордеров. Как рассказал капитан катера-бонопостановщика, ордер — это всегда два судна, создающие ловушку для нефтепродуктов. Работая в связке, они растягивают по воде боновое заграждение, а после опускают на воду скиммер — специальное устройство для сборки с поверхности моря масляного пятна. Все собранные нефтепродукты перекачивают в емкости, которые катер-транспортер забирает и отвозит на судно-накопитель.

При ликвидации разливов нефтепродуктов ордера всегда становятся каскадом, который образует многоступенчатую очистку водной поверхности от загрязняющих веществ. То, что пропустил первый ордер, поймает второй и при необходимости — третий.

Вся процедура от момента получения сигнала об условном ЧП, прибытия на место, постановки каскада бонов, спуска на воду скиммеров и нефтенакопителей заняла не более часа. Это очень высокая скорость, если учесть, что половина времени ушла на то, чтобы добраться в указанное место. Да и размотать 200-метровое заграждение на воде не так-то просто: тут важно, с какой скоростью на одном судне разворачивают боны, а на другом — их растягивают.

Итог учениям подвел заместитель главного инженера по промышленной безопасности АО «Черномортранснефть» Андрей Захарченко. Он подчеркнул, что данные учения отрабатывают слаженность взаимодействия персонала дежурных служб перевалочного комплекса «Шесхарис» АО «Черномортранснефть» и профессионального аварийно-спасательного формирования (ПАСФ) ООО «Транснефть-Сервис». Всеми действиями ПАСФ руководит комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности «Черномортранснефти». Андрей Викторович сказал, что все задачи выполнены, замечаний к экипажам нет.