ФАС жёстко прошелся по тарифному регулированию и коммунальным монстрам, которым население явно переплачивает.

А вот правительственные чиновники просят не делать поспешных выводов и причесывать всех под одну гребенку. Независимые эксперты ЖКХ говорят о случаях колоссального завышения, а не о повсеместном крохоборстве. Если крупные ведомства не согласны друг с другом, есть ли шанс, что тариф когда-нибудь станет прозрачнее и доступнее для людей?

Несправедливые, хаотичные и бессистемные тарифы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с минэкономразвития разработала законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» и представила его в Правительство. Глава службы Игорь Артемьев очень эмоционально сказал, что мечтает, чтоб его приняли в текущем году, хоть и уверен, что у проекта «долгий путь».

О значении перемен в области ценообразования и регулирования тарифов ФАС рассказала на официальной странице fas.gov.ru. По мнению Артемьева, это закон, которого не было ни в современной стране, ни в Советском союзе. Сегодня нет единых, четких и понятных правил тарифного регулирования, существует более 150 различных нормативных правовых актов в этой сфере. Из них, отметил глава ФАС, 18 законов, которые зачастую вступают в противоречия друг с другом, создавая кучу лазеек для тех, кто готов ими воспользоваться.

Артемьев подчеркнул, что накал эмоций и народных волнений относительно тарифов совпал с требованиями главы государства разобраться и навести порядок в этом вопросе. А также создать конкурентную среду. Этот подход вообще революционный, так как на сегодняшний день в этой области правят бал монополисты. А потому их доводы и расчеты, как правило, с минимальными корректировками или вообще без них ложатся в основу тарифа. Сколько захотели — столько и получили.

Об этом в своем докладе сказал Игорь Юрьевич: опираясь на существующие нормативные акты можно устанавливать кому угодно и какие угодно тарифы, дать, например, 200%, что считает Артемьев, мы и наблюдаем повсеместно. В целом по стране тарифы водоканала могут отличаться в 54 раза, даже если территория схожая. Самые больные отрасли — водо- и теплоснабжение. Анализ ФАС показал, что 2/3 регионов завысили тарифы.

Что содержится в законопроекте

Задача законопроекта такова: должны быть довольны и потребители, и коммунальные инвесторы, которые закладывают в тариф стоимость развития сетей. При этом должен быть четкий контроль соответствующих органов, без попустительства, но и без чрезмерного рвения.

Законопроект говорит о том, чтобы убрать перекрестное субсидирование: те, кто побогаче (промышленные предприятия) берет на себя часть расходов тех, кто победнее (население). Если появится экономически обоснованный тариф, то в этом не будет необходимости.

Основой регулирования станет сравнительный анализ затрат или эталонный метод. При невозможности его применить, будет использована модель отклонения от него. Внедрение этой системы позволить грамотно перераспределить затраты, где-то существенно снизить, где-то добавить. Например, на ремонт и замену сетей. Разработчики уверены, что здесь постоянное недофинансирование.

Важнейший момент, на котором настаивает новые законопроект, — долгосрочность. Более длительный период действия тарифов снизит нагрузку, в том числе и на ФАС и другие структуры.

Интересно то, что, при выявлении завышенных тарифов ФАС говорит, что не будет их снижать, просто разницу между эталонным и существующим тарифом направлять на развитие отрасли. И делать это под контролем губернатора.

Честно говоря, такие перспективы населению не кажутся радостными: оплачивать сумасшедшие квитанции для того, чтобы отремонтировать трухлявые сети? Сомнительная радость. Да и уверенности, что все деньги уйдут по назначению тоже нет.

Не все так однозначно

Зампред правительства РФ Виталий Мутко отреагировал на многочисленные и эмоциональные выпады Артемьева в СМИ против чуть ли не бандитских тарифов.

Как пишет INTERFAX.RU, Виталий Мутко назвал «поверхностным» высказывание главы Федеральной антимонопольной службы о переплатах россиян за услуги ЖКХ.

«Это такой сложный вопрос, чтобы вот так просто в публичном поле такие вещи заявлять… Конечно, это не так. Нет таких различий — больше 100 процентов себестоимости… На самом деле это настолько поверхностно с обывательской точки зрения, все намного глубже. Тариф ведь зависит от многих факторов. Это прежде всего затраты на подготовку тепла. Вы работаете на газе — у вас современная котельная. А другой работает на мазуте, там стоимость другая. И вроде они в соседних деревнях, но вы будете платить в этой, современной котельной меньше. Тариф, условно, на Чукотке и в центральной полосе, безусловно, разный», — сказал Мутко.

Вице-премьер уверен, что устанавливать тариф должны регионы, которые знают все эти особенности, а не федеральный центр. А вообще главная задача — привлечь инвестиции в коммунальную систему, так как ситуация очень печальная.

Полуправда

О том, что не все так однозначно, говорит и исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль»

Светлана Разворотнева. Ее точку зрения опубликовала «Правда.Ру». По ее мнению, глава ФАС сделал «очень странное» заявление: по сути, Игорь Артемьев признал, что его служба не работает должным образом, так как «все переплачивают». Светлана Разворотнева согласна с утверждением Виталия Мутко о существенной разнице в оценке ресурсов в различных регионах. И чрезмерным рвением в тарифообразовании главное — не довести до банкротства поставщиков. Ведь это приведет к тому, что водоканал начнет экономить на качестве услуги: не только ремонтов, но и самой воды. В массе регионов, водоснабжение субсидируется органами власти, это говорит о том, что «население не платит полный тариф», пояснила она.

Однако эксперт ЖКХ пизнала, что в некоторые тарифы закладывают «яхты и заграничные поездки». «Были у нас истории, когда целые футбольные команды числились под видом 25 электриков. Но это как раз задача региональных служб ФАС по тарифам. То есть они должны эти заявки анализировать внимательнейшим образом. И если что-то там лишнее записано, убирать», — отметила Светлана Разворотнева.

По ее словам, средние зарплаты работников в ЖКХ ниже, чем средний уровень заработной платы по стране, поэтому записывать всех работников ЖКХ в «воры и жулики» мягко говоря, нельзя. Но, думаю, глава ФАС и не имел ввиду зарплаты простых работяг. Он говорил как раз-таки о «яхтах и командировках» коммунальной верхушки.

Стоит отметить, что сейчас другое ведомство — Минстрой России — вплотную занимается вопросом передачи тарифообразования регионам. И, как следствие, внедрение системы их долгосрочности и аннулирования ежегодного повышения цены.

А что же нам, простым людям?

Смотришь со стороны на эти баталии и невольно сомневаешься, что в ближайшее время у нас появится хоть самый маленький шанс платить меньше. Если уж законотворческая и контролирующая верхушка смотрит в разном направлении, то пока они «дерутся», все останется на прежнем уровне. И ведь всем все понятно: нужны деньги — огромные деньги — на ремонт и замену дряхлых сетей, и чтоб все выделенные средства пошли по назначению; нужно убрать лишние расходы из тарифных строчек, создать конкуренцию. Тогда что-то изменится.

А пока идет законотворческая война, нам остается надеяться, чтоб хуже не стало. А то того и гляди, приравняют нас в расходах к промышленными монстрами. Мол, по справедливости.P.S. Чья точка зрения вам ближе?