В декабре 1967 года в Новороссийске открылось новое учебное заведение специально для того, чтобы готовить рядовой состав для танкерного флота. Ведь в том же году Управление нефтеналивного флота, которое раньше было частью Черноморского морского пароходства, базировавшегося в Одессе, реорганизовали. Оно преобразовалось в Новороссийское морское пароходство и нуждалось в собственных кадрах. Для учёбы были возведены учебный и спальные корпуса, клуб, столовая. Сейчас корпуса бывшей моршколы (район пересечения улицы Куникова и проспекта Дзержинского), где когда-то находились «каюты» курсантов, отданы под офисы.

Курсантов обучали основным флотским специальностям: матрос, моторист, электрик, газоэлектросварщик, донкерман, токарь, повар-пекарь, водолаз.

Позже в Новороссийске стали использовать для обозначения учреждения и другую аббревиатуру — ШМО – школа мореходного обучения, и в народе её сразу переименовали в «шмоньку».

Чтобы поступить в мореходную школу, абитуриенту нужно было горячее желание и хорошие характеристики с последнего места работы или воинской части для уволенных в запас, обязательно рекомендация комсомольской организации. Средний балл аттестата не играл особенной роли. Многие ведь шли в матросы, чтобы заработать и мир повидать. В эпоху «железного занавеса» за границу выпускали только морально устойчивых, «способных противостоять пропаганде Запада и не поддающихся соблазнам империализма».

Таких вот таких образцовых матросов и старались готовить в мореходке. Один из её выпускников Артур Арутюнян вспоминал, что у них были уроки английского языка и этикета. Учили, в какой руке держать нож, а в какой – вилку. В советском матросе всё должно быть прекрасно! Но профессионализм – в первую очередь.

— До сих пор не могу забыть своего мастера производственного обучения Карпа Яковлевича, — рассказал Артур Арутюнян. – Бывший боцман, фанат морской профессии. Аккуратист, всё знал до тонкостей. Очень любил море. Верил, что каждый из его учеников пойдёт в рейс и будет строить морскую карьеру. «Вы все уйдете в море с песнями», — так говорил Карп Яковлевич. Так у многих и получалось. После очередного рейса я хотел зайти к мастеру с подарком. Но было поздно. Умер он.

В НМШ давали несколько специальностей одновременно. Матрос выходил ещё и мотористом или завпродскладом, библиотекарем или киномехаником. Надо же было уметь обеспечивать культурный досуг на судне.

— Я ещё получил специальность библиотекаря, — рассказал выпускник мореходки Дмитрий Кольцов. – Вообще во время учёбы нас, можно сказать, приобщали к прекрасному. Я занимался в театре, который работал при школе. К нам часто приезжали актёры, устраивались творческие вечера. Я помню встречу с Татьяной Дорониной. Она была такая, какой мы её привыкли видеть в кино.

Благодаря НМШ многие её курсанты, приехавшие из разных концов страны, становились новороссийцами. Ведь они ещё во время учёбы начинали активно участвовать в городской жизни. Ездили на уборку винограда в местный совхоз. Ходили перекладывать памятник-календарь на Сахарной голове. Тогда цифры состояли из бетонных блоков, пароходство помогало с краской и материалами.

Курсанты мореходки парадным строем ходили по улице Советов на главных советских праздниках – 7 ноября и 1 мая. И местные девушки обязательно сравнивали, кто лучше прошагал: «шмонька» или «вышка» (Новороссийское высшее инженерное училище, сейчас ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова).

Многие парни ещё во время учебы женились на местных девушках.

До появления «вышки» в мореходке были самые завидные женихи. Но даже после появления в городе морского вуза эти парни пользовались популярностью у девчонок. Представительницы слабого пола с удовольствием приходили на праздничные вечера и дискотеки в НМШ. А если курсанты женились, то в честь этого события сажали на территории школы деревья.