Ломались идеологические стереотипы, поколения разделяли противоречия – с одной стороны о себе смело заявляли молодые яркие музыкальные группы, а с другой — пережитки прошлого никуда не делись.

Летом 1986 года сложилось так, что в крае в одно и то же время оказались сразу несколько знаменитых рок-групп. Их свели в одну августовскую афишу, и пригласили для выступлений на новороссийском центральном стадионе. И получился первый рок-фестиваль!

Одним из его главных событий стало участие недавно созданной группы «Ария». Валерий Кипелов позднее именно это время называл «золотым периодом». Человеком-легендой на нашем фестивале признали Виктора Векштейна, благодаря которому коллектив группы «Ария» стал официально первым коллективом в СССР, игравшим тяжелый рок.

Любопытное совпадение: в том же 1986 году норд-остом в магазине с названием «Кулинария» оторвало часть вывески с первыми буквами, и получилось слово «ария»!

В 1987 году в Новороссийске прошел второй рок-фестиваль. Он собрал самых сильных исполнителей рок-сцены и эстрады со всего СССР. А уровень подготовки к нему был уже на порядок выше.

Большое спасибо надо сказать организаторам фестиваля – Владимиру и Людмиле Шалагиным – представителям краснодарской краевой филармонии, Новороссийскому городскому комитету защиты мира и, отдельной строкой, газете «Новороссийский рабочий». Именно наше издание путём систематических, методичных публикаций в своей рубрике «Рок-лаборатория» подготовила зрителя к восприятию музыки, какой ещё не было на наших площадках. Газета стала открытой трибуной для высказываний горожан как «за» фестиваль, так и для тех, кто был категорически «против».

Оргкомитет фестиваля обратился с открытым письмом к новороссийской молодёжи, призывая их быть хозяевами стадиона и фестиваля, вести себя прилично и не переходить границы дозволенного.

Программа фестиваля включала в себя суперпопулярных исполнителей и групп: «Ария», «Форум», «Мастер», «Браво», «Галактика», «Рондо», «Лотос», «Круг», «ЭВМ». Владимир Кузьмин, Константин Никольский, Александр Морозов и других.

Эмоции на стадионе били через край: там зажигали спички, танцевали, жгли факелы, рвались на сцену. Огонь в ночи, пиротехнические эффекты, красная подсветка, общая эмоциональная взбудораженность. Некоторые исполнители выпрыгивали за ограду и устремлялись к трибунам для братания. Молодежь взвывала и кидалась навстречу.

Аппаратура того времени не выдерживала никакой критики, зачастую слов было не разобрать, а звук уплывал в сторону. Но громкости и энергетики от песен хватало. Их было слышно на много кварталов.

Кто не смог купить билеты, расстраивался не сильно. Попасть на концерт бесплатно было два варианта. По первому безбилетники сметали бабушек-контролеров, стоявших на входе (и таких «зайцев» на каждый концерт собиралось до 500 человек, и, кстати, вопрос порядка на фестивале даже разбирался на заседании горкома партии). Второй вариант — взобраться на стоящие вокруг стадиона деревья, откуда обзор и слышимость были отличными.

А совсем рядом в городском парке для людей постарше играл смешанный состав эстрадно-симфонического и духового оркестров Краснодарской филармонии. Каждому поколению была нужна своя музыка.

На страницах «Новороссийского рабочего» развернулась целая дискуссия о взглядах на рок-музыку. Читатели высказывали свои мнения. Группа ветеранов опубликовала обширное письмо, озаглавленное «Децибелы зла» с жёсткой критикой в адрес любителей рока. «Нам нужен другой фестиваль!», — коллективное письмо от преподавателей и учащихся музучилища: «Зло, которое несёт рок-музыка, исходит от самой природы музыки, под которую они распеваются. Грохот, ритм и завывающая интонация воздействуют на людей возбуждающе, убивая в человеке потребность эстетических восприятий. Главное назначение рока: культ разнузданности, вакханалия, отрицание красоты. Молодые родители нашего города! Если у вас есть дети, задумайтесь над нашими словами!»

А вот ветераны Л.Стеклова, Герой Социалистического труда, педагог Л.Суханова, председатель совета ветеранов села Мысхако Е.Перехватова и другие были не согласны с товарищами и опубликовали своё письмо, под заголовком «Децибелы добра». Разницу улавливаете?

В это же время в клубе треста Морстрой работает фестивальный клуб открытых дискуссий. «У нас нет социальной почвы для рока,» — утверждает режиссёр краевой филармонии В.Малов.

В этом же клубе проходили встречи всех желающих с рок-музыкантами, где можно было задавать любые вопросы. К примеру, у кировоградской группы «Контакт» контакта со зрителями во время выступления не состоялось. Вопрос: почему? Они ответили: «Тяжело работать после такой мощной, полюбившейся зрителям команды, как «Ария».

У Виктора Векштейна спрашивали, почему изменился состав «Арии», и «неужели мы не можем покричать четыре дня, ведь целый год этого ждали?!»

В заключительный день фестиваля его участники возложили венок к огню Вечной славы на площади Героев. Сборы от концертов шли в Фонд мира. Точную цифру сейчас назвать сложно, но доход только от одного концерта в 1986 году дал 7 тысяч рублей, по тем временам деньги немалые.

Газета проводила «Прямой провод», и, к примеру Алексею Фадееву, лидеру группы «Форвард», позвонили 22 человека. Встречи с рок-коллективами проводились и на предприятиях, в учреждениях и организациях.