Наш город

  
 
 
 
 
 
 
 
Начало новому городу положила десантная операция 1838 года на берег Цемесской бухты под водительством адмирала Михаила Лазарева и генерала Николая Раевского. Предпосылкой к ней было принятое решение о создании Кавказской береговой линии от Тамани до Поти, принятое в 1837 году. Россия неоднократно воевала с Турцией. Следы турецкого пребывания на месте будущего Новороссийска сохранились в виде развалин турецкой крепости Суджук-кале. Первый десантный отряд состоял из 5818 человек. Им предстояло стать первыми строителями города. В начале 1839 года город обрел свое название – Новороссийск.
 
Вторым важнейшим этапом городского развития стало учреждение здесь благодаря царскому указу от 30 июня 1845 года торгового порта. Его развитие шло прямо на глазах. Если в 1846 году причалы порта приняли 120 судов, то через два года порт посетило уже 274 судна.
 
В город везли – преимущественно из Турции – кожи, ткани, табак, сахар, овощи и фрукты, вино, строительные материалы. Вывозилось зерно, мед, масло, сало. Все это способствовало внутренней торговле. Сразу за выстроенным Адмиралтейством начиналась Торговая площадь.
 
Печальным эпизодом в истории города, несмотря на героическую оборону Новороссийска в феврале – марте 1855 года, стала Крымская война. После падения Севастополя угроза уничтожения нависла над Новороссийском. По решению военного Совета при главнокомандующем были ликвидированы крепости черноморской береговой линии. Однако через несколько лет Новороссийск возродился.
 
Сначала здесь возникло Константиновское военное укрепление, чуть позже рядом появилась Новороссийская станица (позже – Станичка), где поселились сто семей Азовского казачьего войска.
 
Важное событие в жизни города произошло в 1866 году. 27 сентября состоялось открытие Новороссийска как административного центра Черноморского округа. Впрочем, центр в то время напоминал глухое захолустье, всего 430 жителей.
 
В начале 70-х годов XIX века город и его пригородные поселки стали пополняться за счет прибывавших переселенцев – чехов, греков и армян. Так возникли Мефодиевка, Кирилловка, Чеховка, Борисовка и другие поселки. Со временем появились Голодаевка, где селились беглецы от голода из Центральной России, и Нахаловка, где селились без разрешения местных властей.
 
Посетивший Новороссийск в то время писатель-публицист Глеб Успенский отметил, что никакого города тогда еще, в сущности, не было. «Это начало чего-то, какой-то росток, зеленый стебелек, едва-едва возникший на девственной почве». Город был просто обойден цивилизацией.
 
В декабре 1868 года состоялись первые в Новороссийске выборы депутатов городского самоуправления. Впервые город получил возможность через своих депутатов решать насущные проблемы. 
С легкой руки специалиста цементного производства В.Ливена в 1881 году было образовано «Черноморское портландцементное производство», заложившее первый цементный завод «Звезда» (ныне – «Пролетарий»). С этого момента началось бурное развитие цементной промышленности в Новороссийске. Колоссальные прибыли обеспечивала дешевизна сырья и рабочих рук.
 
В 1888 году благодаря акционерному обществу Владикавказской железной дороги в Новороссийск пришел первый поезд. Первостепенное значение построенной железной дороги было признано кабинетом министров еще в период строительства. Новороссийск быстро стал крупнейшим на юге страны местом перевалки зерна, здесь же был построен крупнейший в Европе элеватор.
 
В это же время (1886-1896) идет строительство порта. В бухте появились два мола и семь пристаней.
 
Пользуясь посещением в 1888 году Новороссийска императором Александром III, депутаты города передали царю прошения о включении в черту города деревни Мефодиевской, участков Владикавказской железной дороги, балки генерала Адамовича и общества «Русский стандарт». Началась долгая канцелярская борьба о включении в состав города так называемой Зацемесской стороны. Эта тяжба закончилась лишь летом 1900 года присоединением Зацемесской стороны, о чем распорядился царь Николай II.
 
В конце XIX века произошло еще одно важнейшее событие, повлиявшее на ход развития города. В мае 1896 года Новороссийск стал, согласно решению государственного совета, губернским городом.
 
Существовавший до этого в составе Кубанской области Черноморский округ был изъят из подчинения и преобразован в существующих границах в Черноморскую губернию.
 
Губерния была небольшая, одна из самых маленьких по площади в Российской империи, но в течение 24 лет Новороссийск развивался именно как губернский город. В этом своем качестве он пережил образование «Новороссийской республики» в 1905 году, Первую мировую и Гражданскую войны, затопление Черноморского флота в 1918 году.
 
Этапом особого рода стало освобождение города 16 сентября 1943 года от немецко-фашистских захватчиков. Третий раз в своей истории Новороссийск начинал свое возрождение практически с нуля. Освобожденному Новороссийску Москва салютовала залпами из 124 артиллерийских орудий.
 
Совет народных комиссаров СССР в ноябре 1945 года принимает постановление о первоочередном восстановлении Новороссийска в числе 15 старейших городов РСФСР, наиболее пострадавших от вражеского нашествия.
 
Тогда в стране развернулось соревнование за скорейшее восстановление этих городов. В него активно включились новороссийцы и жители всей Кубани. Город был не только восстановлен, но и стал еще более мощным экономическим центром. Именно тогда на улицах заново восстановленного города появилась цветная тротуарная плитка.
 
Таких постановлений, явившихся локомотивами развития города, в дальнейшем будет принято еще несколько. В 1968 году Совет Министров СССР принял специальное Постановление «О мерах по дальнейшему развитию народного хозяйства города Новороссийска».
 
В 1969 году в городе появился новый вид транспорта – троллейбус. Стоит отметить, что транспорт в Новороссийске являлся второй ведущей отраслью народного хозяйства. До этого в городе было создано Новороссийское морское пароходство, вскоре ставшее танкерной столицей России.
 
Звания города-героя Новороссийск был удостоен в сентябре 1973 года. За новым статусом последовал и новый импульс развития города. Города, в котором мы сейчас живем.
 
Евгений ЛАПИН.
 
 
 
 
Просмотров: 168031

Copyright © ООО "Издательство "Новороссийский рабочий", 2014. Все права защищены. При использовании информации ссылка (для электронных ресурсов – активная) на источник обязательна. Использование фотоматериалов разрешается только с письменного разрешения редакции.

Разработка: spellsystems
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Яндекс.Метрика
ООО "Издательство "Новороссийский рабочий"
Фактический адрес: г. Новороссийск, ул. Грибоедова, 16
Приёмная: (8617) 61-41-05, info@novorab.ru
Отдел рекламы: (8617) 61-43-40, reklama@novorab.ru