23.01.19 г. 15:46
Морская болезнь излечима?

Алчные пираты, недобросовестные крюинги и легкомысленные судовладельцы, не рассчитавшие своих сил. Разные опасности подстерегают новороссийцев в рейсе. Какие страшней — выясняла корреспондент «НР».

Чтобы истребовать зарплату, некоторым экипажам приходится угрожать голодовкой. Фото предоставлено РПСМ.
До сих пор пиратство остается актуальной проблемой для всего морского бизнеса. Хотя, как рассказывает «НР» председатель совета Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков Николай Попов, в последние годы многое сделано, чтобы оградить суда и экипажи от разбоя на море.

Опасность № 1: морской разбой и киднеппинг

— Крупнейший форум морских работодателей IBF ежегодно устанавливает опасные зоны, при прохождении которых моряки могут пользоваться расширенной социальной поддержкой. С 2016 года таких зон четыре: двенадцать морских миль от северного побережья Сомали и порты Йемена — это зона военных действий, Аденский залив плюс 400 морских миль от северного побережья Сомали — зона повышенного риска, западная часть Индийского океана отнесена к расширенной зоне риска, а Гвинейский залив, порты и внутренние водные пути Нигерии и Бенина — еще одна зона повышенного риска. Работая в этих регионах, моряки получают дополнительные бонусные выплаты и компенсации, кроме того они имеют право отказаться от опасного рейса и репатриироваться на родину за счет судовладельца, — говорит Николай Попов.

Если моряк работать согласился, он должен следовать правилам безопасности и инструкциям своей компании — судовладельца. Сейчас суда при прохождении этих зон, как правило, сопровождаются вооруженной морской охраной, нанятой судовладельцем. Кроме того, уже 10 лет в опасных районах патрулируют корабли ВМФ различных стран, в том числе и России, сопровождая торговые суда. А их экипажи делают все возможное, чтобы превратить мирное судно в неприступную крепость: ряды колючей проволоки по периметру, брандспойты наготове и бдительное наблюдение круглые сутки — обычно пираты маскируются под простаков-рыбаков. На самом же деле за ними сейчас стоит хорошо организованный преступный бизнес!

В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) считают, что только присутствие международных сил в Аденском заливе сдерживает рост числа происшествий. Если в 2010 году было совершено 445 пиратских атак, то в 2017 — 180. Тем не менее, говорить о закате пиратства преждевременно: по данным Международного морского бюро сейчас в заложниках находятся 112 моряков. По словам Николая Попова, именно Нигерия сейчас стала самым опасным местом для моряков. Ведь рядом Атлантический океан, где можно легко и просто раствориться. Примечательно, что, если раньше пираты были нацелены на груз, то сейчас процветает воровство людей с целью получения выкупа от судовладельца. Суммы и условия, конечно, никто не называет.

Здорово, что теперь судо-владелец обязан уведомить моряка о том, что рейс пролегает через опасную зону, не менее чем за тридцать дней до захода в нее. И репатриировать за свой счет с выплатой компенсации в размере двухмесячной базовой ставки, если рисковать моряк не хочет.

Опасность № 2: недобросовестные крюинг и судовладельцы

Недобросовестные судовладельцы, «забывшие» заключить коллективный договор с профсоюзными организациями, — это, как правило, мелкие греческие, турецкие или азиатские компании. На этот флот моряки попадают через сомнительный крюинг или компании по найму, «прописанные» в Интернете, к которым и претензии предъявить в случае чего практически невозможно.

— Все моряки, обратившиеся к нам, получают информацию о добросовестных судовладельцах и о черных списках судов и компаний, где процветают обман и двойная бухгалтерия, — рассказывает Николай Яковлевич. — В последние годы ситуация меняется в лучшую сторону. И главный рычаг, позволивший ее сдвинуть, — принятая в 2006 году Международной организацией труда Конвенция о труде в морском судоходстве. В ней прописаны права моряков и механизм их защиты. Существенно расширены и полномочия портовых властей: если права моряков нарушены, в том числе и невыплатой или задержкой заработной платы, они могут перехватить судно до решения проблем.

Приятная новость в том, что ровно год назад Правительством РФ было принято постановление «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ». Ответственность крюингов при найме моряков на судно под «удобным» флагом, в том числе и материальная, теперь возросла.

Опасность № 3: перспективы оказаться на брошенном судне

До сих пор актуальна проблема прихода в морской бизнес людей, не знакомых с морской спецификой. Некоторые уверены, что можно приобрести пару пароходов и начать грести прибыль лопатой. Ан нет...

Сводки о брошенных судах в РПСМ приходят регулярно. Предыстория подобных ЧП примерно одинаковая: купили судно, но не справились с финансовой нагрузкой, задолжали снабженцам, портовым властям, экипажу. И бросили судно вместе с людьми где-то на краю географии без денег, еды и воды. Похожая история была у парома «Севастополь», простоявшего в Новороссийском порту три года и проданного за долги.

Еще хуже, если финал в подобных историях — трагический. В начале этого года у берегов Турции, в восьмидесяти кило-метрах от Самсуна, затонуло судно под панамским флагом «Волго-Балт-214». Спасти удалось не всех, двое в команде были россияне. Год назад на Дальнем Востоке затонул рыболовецкий траулер «Восток», погибли люди, и на все вопросы родственников, почему случилась беда, до сих пор нет ответа. Как считает Николай Попов, эти истории — звенья одной проблемы: в морской бизнес продолжают приходить непрофессионалы, безответственно относящиеся к людям, чья задача — получение быстрой прибыли.

Опасность № 4: попасть ни за что в тюрьму

Такие истории случаются нечасто, но это тоже реальность, через которую проходили и новороссийцы.

Многие помнят историю 2003 года с танкером «Африкан Прайд», задержанного в Лагосе по подозрению в контрабанде сырой нефти. Пятнадцать членов экипажа, среди которых были и наши земляки, поместили в тюрьму, где они провели почти два с лишним года. Моряки содержались в ужасных условиях, многие переболели малярией. Спасали «нигерийских пленников», как их прозвали журналисты, всем миром. В первую очередь активную позицию заняли родственники пленных моряков: жены и матери объявляли голодовку и сами ездили в Нигерию. Подключены были известные персоны, среди них посол доброй воли ЮНЕСКО Ара Абрамян и редактор журнала «Человек и закон» Антон Самойленков. Работали над спасением ребят и МИД, и ITF, и РПСМ, и многие другие организации. Возвращение на родину моряков стало настоящим чудом, обвинения в контрабанде с них были сняты.

Результаты того испытания, посланного судьбой, можно наблюдать сейчас, спустя пятнадцать лет. Некоторые моряки, побывавшие в нигерийском плену, умерли, в том числе из-за того, что переболели малярией, давшей серьезное осложнение.

Стоит вспомнить и членов экипажа арестованного судна Primadona (среди них были и новороссийцы), которые несколько месяцев провели в греческой тюрьме по обвинению в контрабанде сигарет и несанкционированном заходе в территориальные воды Греции. В этой истории к спасению из тюрьмы также подключались и Консульство России, и МИД. Подобные акции спасения всегда финансово затратны и требуют немалых сил.


Мария АНАНЬЕВА.

Просмотров: 2401

Новости
19.04.19
Но едва сама не погибла в огне.
19.04.19
Стрелки вневедомственной охраны похитили в порту ящики со свити, авокадо и лимонами. И были пойманы за руку.
 
19.04.19
Попробуй дизайн на вкус! Именно это предложат всем гостям шоколадного конкурса после того, как жюри оценит качество работы кондитеров.
19.04.19
Сегодня, 19 апреля, соцсети взорвались пугающей новостью о том, что Кубань накрыл град размером с кулак. Причем некоторые новороссийцы получили такие шокирующие видеоролики даже от друзей из-за границы. Новость о стихийном бедствии обрела мировую известность.
19.04.19
 
20 апреля исполнилось 15 лет с того дня, как была зарегистрирована общественная организация «Новороссийское городское историческое общество», ставшая за эти годы инициатором многих интересных начинаний и издательских проектов.
18.04.19
В литературном музее Кубани в рамках проекта «75-летию Великой Победы — 75 героических страниц» состоялась творческая встреча «Поэзия мужества и верности», посвященная кубанскому поэту, журналисту, Герою Труда Кубани Крониду Обойщикову (1920-2011).










Copyright © ООО "Издательство "Новороссийский рабочий", 2014. Все права защищены. При использовании информации ссылка (для электронных ресурсов – активная) на источник обязательна. Использование фотоматериалов разрешается только с письменного разрешения редакции.

Разработка: spellsystems
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Яндекс.Метрика
Учредитель сайта — ООО «Издательство «Новороссийский рабочий»
Главный редактор – Бурлаков Владимир Михайлович.
Фактический адрес: г. Новороссийск, ул. Грибоедова, 16
Приёмная: (8617) 61-41-05, info@novorab.ru
Отдел рекламы: (8617) 61-43-40, reklama@novorab.ru