01.12.18 г. 21:50
Почему «Черная дыра» вызвала панику в НАТО?

Корреспонденты «НР» сходили в гости к подводникам, которые только что вернулись из дальнего похода.

Подводные лодки проекта «Варшавянка» вошли в историю летом прошлого года так называемой игрой в «кошки-мышки» с авианосцем ВМС США George H.W. Bush. Как писали тогда российские и американские СМИ, два месяца моряки ВМС США могли только определять места, где потенциально могла скрываться наша подлодка, исходя из анализа карты морского дна и места, где последний раз видели субмарину. Это было странно, так как американцы не ожидали, что подводные силы ВМФ РФ продвинулись так далеко вперед и их подлодки стали такими бесшумными.

Кроме того, всем запомнились потрясающие по силе подводные запуски крылатых ракет «Калибр». Как сообщали информагентства, «...удары ВМФ РФ удивляли и мощностью, и точностью поражения наземных целей: ракетами были уничтожены подчистую склады и командные пункты террористов ИГИЛ* на востоке сирийской Пальмиры в непосредственной близости от городских кварталов, при этом все остальные здания остались не задетыми взрывной волной».

После этого «черные дыры» — так на Западе прозвали новые российские дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 за беспрецедентную малошумность — стали серьезной заявкой на подводное доминирование. Кроме того, у них, действительно, немало преимуществ. Они компактны, могут действовать на мелководье, близко подходить к берегу, выпускать боевых пловцов-диверсантов, ложиться на грунт, скрытно ставить мины на узких фарватерах. Современные системы жизнеобеспечения позволяют находиться под водой до пяти суток.

Подлодка — это сложная современная машина

«Краснодар» буднично пришвартован к пирсу, на посту — перед входом в лодку, как всегда, часовой с автоматом. Пропускает нас по команде старпома. Мы спускаемся по вертикальной 7-метровой лестнице в тесном люке вниз — это единственный вход в подводную лодку. Несмотря на нашу девичью комплекцию, в верхней одежде спускаться неудобно, то и дело кажется, что застрянешь.

— По команде «Срочное погружение» трое вахтенных покидают мостик и спускаются вниз за 15-20 секунд, быстро задраивают люк, — поясняет позже помощник командира Евгений Просвернин. — Погружение лодки на безопасную глубину происходит меньше, чем за минуту, промедление здесь недопустимо.

Проходим в рубку, это сердце подводной лодки, отсюда идет управление основными системами субмарины. Техники настолько много, что от нее рябит в глазах: навигационные и гидроакустические комплексы, блоки радиоэлектроники. Здесь же находится поворотный оптический перископ, рядом — пульты управления оружием.

Пробираемся к кают-компании. Мы с фотокорреспондентом медленно, с трудом нагибаясь и перешагивая люки. Подводники легко, даже не касаясь люков ногами перелетают из отсека в отсек. Их стены усеяны разноцветными вентилями, рукоятками, циферблатами, штурвалами приводных клапанов. Матросы, закрепленные за каждым отсеком, обязаны знать, как работает каждый прибор. А командир — систему всей лодки в целом. Как это можно выучить, в голове не укладывается.

Кают-компания превращается в операционную

Кают-компания встречает нас неожиданным уютом, здесь нет засилия техники. Обеденный стол накрыт красивой скатертью, на стенах картины, фотографии и гербы городов, где побывала лодка. За стеклом в небольшом шкафу позолоченная табличка с фамилиями членов первого экипажа «Краснодара», сложенный в специальный ящик Андреевский флаг, награды за спортивные достижения. Их много, за разные виды спорта. 1 место в 5-километровом марафоне, 1 место в соревнованиях по подтягиванию.

— Наш экипаж хорошо играет в волейбол, в этой игре всегда первые, — рассказывает Евгений Просвернин. — Но и в других видах спорта экипаж славится спортивными достижениям.

Кстати, командир электротехнической группы Иван Пиндюр и командир боевой части радиотехнической связи Олег Лавренчук подтягиваются по 50 раз. Их рекорд никто из экипажа еще не побил.

Любят моряки в свободное время и мяч погонять. Однажды, играли в футбол в товарищеском матче с Романом Павлюченко. А недавно на лодку приезжали шефы из администрации Краснодара, подарили футболки с именем каждого члена экипажа.

Мы неспешно пьем чай в кают-компании, которая, кстати, превращается при необходимости в операционную. Об этом я узнаю, задев ногой под столом большой металлический ящик, как оказалось, это операционный стол.

В составе экипажа есть хирург, который способен оказать медицинскую помощь.

— Обеденный стол превращается в операционный, он металлический, вращающийся во всех плоскостях. На потолке висят специальные хирургические светильники, — поясняет Евгений Викторович.

Замечаю в пятилитровой бутыли прозрачную воду. На ней указано, что это забортная вода из Средиземного моря с глубины 200 метров. Здесь же указана широта и глубина.

— Раньше, во времена Советского Союза, такую воду подводники из плаванья привозили своим женам, — поясняет помощник командира. — Она богата минеральными соединениями, поэтому женщины применяли ее в уходе за кожей.

— Для чего же она вам сейчас?

— К нам недавно приезжала шефская делегация из Краснодара, они были посвящены в подводники. Дело в том, что у нас есть такой ритуал посвящения — пить забортную воду из плафона. На одном дыхании. Это происходит во время первого плаванья и погружения. Вода берется с помощью насоса с глубины не менее 100 метров.

После этого вручается удостоверение, в котором указано, с какой глубины взята вода, на какой широте и долготе. Остается на всю жизнь.

Мы тоже пробуем воду, на вкус она соленая, пахнет йодом, но приятная. Говорят, иногда солоноватость может быть такой, что непроизвольно вызывает рвотный рефлекс. Однако, свой плафон матрос выпивает всегда до дна. Дело чести!

Кубрики как вагоны поезда

Напротив кают-компании расположен один из кубриков на 8 мест. В других отсеках — на 14. Заглядываем внутрь. Уютно, как в вагоне поезда. Но места меньше, чем в плацкарте. Полки более узкие и короткие. Здесь члены экипажа во время плаванья проводят почти все свободное время. По лодке в такие минуты не погуляешь — коридоры слишком узкие. А другие помещения рассчитаны на служебные задачи.

Спрашиваем у матросов, находящихся в кубрике, не тесно ли? Клаустрафобия не мучает?

— Нет, мы не успеваем об этом думать, — отвечают улыбаясь. — Сначала вахта, потом отдых. Свободного времени практически нет.

Питаются на лодке в кают-компаниях. Причем посменно, так как больше 9 человек вместить за обеденный стол не получится. На 60 человек экипажа готовят два кока. Причем делают они это виртуозно на кухне, которая размером едва ли больше кузова внедорожника.

Кстати, в связи с тем, что запас пресной воды на лодке ограничен, часто камбузная посуда моется забортной водой. Нередко ее используют и для душа.

Питание у экипажа хорошее. Его особенности связаны с большим времяпрепровождением под водой. Положен шоколад, мед, вино — 50 гр. в день, соленая вобла, баранки. Каждый из продуктов обусловлен медицинскими показателями. Вобла задерживает воду в организме. Вино — для общего тонуса и нормализации сосудистой деятельности организма.

Кстати, хотя субмарина и мало напоминает дом, но домашний питомец однажды тут жил. Правда, недолго. Как только пушистый рыжик научился подниматься по вертикальной лестнице люка, ушел к подразделению, которое базировалось по соседству. Там переманили его мясными деликатесами.

Русалок не существует

С улыбкой подводники говорят о том, что русалок не существует. А вот дельфины частенько сопровождают лодку.

— Бывает, что стайка катается на носу лодки, — говорит помощник командира. — Вода захлестывается, потом стекает, и они катаются в этом потоке как с горки. Им это нравится. Под водой тоже любят с нами общаться. Акустический комплекс выдает часто, что они плывут вместе с нами. Часто встречаем в море кашалотов, но они на лодку не обращают внимания, живут своей жизнью.

— Значит, ничего сверхъестественного в море нет?

— Все объясняется законами природы. Дважды на поверхности лодки мы наблюдали интересное явление, когда металлические поверхности начинали светиться ярким голубым светом, как меч джедая в фильме «Звездные войны». Если к нему поднести руку, то чувствуешь слабые разряды тока. Но такое бывает только в определенную погоду, когда на улице туман, граничащий с мелким дождем и определенная низкая температура воздуха.

— Правда ли, что когда рядом идут лодки или корабли противника, на подлодке нельзя разговаривать?

— Да, это режим «Тишина». Современные акустические комплексы очень чувствительны. Если весь экипаж будет разговаривать, при этом будут работать двигатели и аппаратура, то все это даст определенный шумовой портрет, который может быть расшифрован. Поэтому в такие моменты мы переходим на режим тишины, так надежнее.

— А что может засечь ваш акустик?

— Акустик — это звуковые «глаза» субмарины, он определяет, где находится условный противник. Но чтобы было понятно читателю, акустик может засечь, например, как моллюски щелкают своими клешнями на дне моря, или работу буровой установки на берегу за 200 км, или мычание коровы, которая пасется далеко на лугу.

Время нашей беседы подходит к концу, жизнь на лодке идет своим чередом, отвлекать подводников больше положенного нельзя. Впереди очередные учения.

А мы в очередной раз убедились, что служба подводников тяжела. Однако, преодолевать все тяготы помогает суровая дисциплина, удивительная сплоченность коллектива и особое чувство братства, свойственное только экипажам подводных кораблей. По словам Просвернина, идет это из простой истины: «Мы всплываем вместе, и тонем тоже вместе». В экипаже каждый боец — незаменимая единица, от которой зависит судьба всего корабля.

*Запрещенная в России террористическая организация.


Лиана ГИЛЬ. Фото Ольги ЖУК.

 
Просмотров: 2542

Новости
16.12.18
Сегодня, 16 декабря на площади перед городской администрацией весь день собирают елку. Она новая и высокая — 20 метров.
15.12.18
Горожане заждались главной городской елки. И вот начались работы по ее установке. Елена Калашникова сняла этот момент для вас.
14.12.18
Стало известно, что сразу два новороссийских школьника Роман Сулайманов и Артем Хасровьян стали членами национальной сборной WorldSkills Russia Juniors в компетенции «Мобильная робототехника».
14.12.18
Новороссийцы разбирают в семьи... бомжей. Такая форма, как приемная семья для граждан пожилого возраста, становится все более популярной.
14.12.18
Тринадцатого декабря в 7.25 в районе контрольного поста «Владимировка» столкнулись автомобили.
14.12.18
Потеряв сознание в ванной, новороссиец пролежал в одиночестве несколько дней и выжил благодаря профессионализму своего участкового. Подробности чудесного спасения узнал «НР».











Copyright © ООО "Издательство "Новороссийский рабочий", 2014. Все права защищены. При использовании информации ссылка (для электронных ресурсов – активная) на источник обязательна. Использование фотоматериалов разрешается только с письменного разрешения редакции.

Разработка: spellsystems
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Яндекс.Метрика
Учредитель сайта — ООО «Издательство «Новороссийский рабочий»
Главный редактор – Бурлаков Владимир Михайлович.
Фактический адрес: г. Новороссийск, ул. Грибоедова, 16
Приёмная: (8617) 61-41-05, info@novorab.ru
Отдел рекламы: (8617) 61-43-40, reklama@novorab.ru