09.09.18 г. 08:36
«Театральная гавань» обещала вернуться

В минувшее воскресенье завершился I Международный театральный фестиваль «Театральная гавань», большинство сценических работ которого было показано на сцене Новороссийского театра.

На закрытии не было бравурных речей, именитых гостей и пышных награждений. «Театральная гавань» изначально задумывалась как экспериментальная сценическая лаборатория, ощутить атмосферу которой предлагалось как зрителям, так и актерам, и режиссерам.

Медведев и «Медведь»

Закрытию фестиваля предшествовала работа Тобольского драматического театра им. П. Ершова — спектакль по пьесе Антона Чехова «Медведь», своеобразный эксперимент одного из старейших театральных коллективов страны. Первое упоминание в «Летописи Сибирской» об этом театре относится к 1705 году, то есть к эпохе Петра. История театра связана с именами композитора Александра Алябьева, прозаика Александра Радищева, сказочника Петра Ершова, а также декабристов, проживавших в Тобольске.

В канву чеховского «Медведя» режиссер театра Валерий Медведев вставил исторический факт, произошедший в Тобольске ровно сто лет назад, в 1918 году. Тогда домашний театр находившегося там бывшего императора Николая II поставил чеховский спектакль в Доме Губернатора. В версии тобольского театра, осуществившего постановку в том же самом доме, репетиционные читки пьесы проходят при участии комиссара по охране бывшего императора и членов его семьи, который в свое время провел в заключении 14 лет за то, что хотел свергнуть царский режим. За сюжетом спектакля, основу которого составил диалог бывшего царя и бывшего революционера, зрители следили очень внимательно. Сюжет чеховского «Медведя» был и до этого хорошо знаком, а вот его прочтение в 1918 с участием членов царской семьи превращало водевиль в трагедию из российской истории.

Сам император в своем личном дневнике писал: «Играли Ольга, Мария и я. Волнений в начале представления было много, но, кажется, хорошо сошло».

О чем этот спектакль? Да все о тех же вечных истинах — любви и доброте. Спектакль вполне лаконичен, как античная скульптура и понятен, особенно во взаимоотношениях бывшего императора со своей дочерью.

По словам режиссера, его основными задачами были три: чтобы постановка получилась познавательной, исторически достоверной и эмоциональной. За основу были взяты воспоминания «С царем в Тобольске» Василия Панкратова, того самого начальника охраны царской семьи. Получился спектакль в спектакле, который стал прекрасным завершением фестиваля «Театральная гавань».

Фестиваль — это маленькая жизнь

Впрочем, свои сценические удачи на фоне экспериментов можно было обнаружить в каждой работе, показанной на фестивале.

Не мог не привлечь зрительское внимание моноспектакль «Американка» Русского театра в Осло, поставленный по пьесе известного драматурга Николая Коляды.

Постановщик этого спектакля Елена Волик рассказала корреспонденту «Новороссийского рабочего» о том, куда сейчас движется театральная жизнь в Европе.

— Европа пробует себя во всем, в чем только можно, — считает Елена Волик. — Как ни странно, но очень многие самые известные труппы, пытавшиеся еще недавно поразить и даже шокировать зрителя, возвращаются к психологическому театру, к тому классическому театру Станиславского. Я сама театральным премудростям училась в свое время в Краснодаре, но затем переехала в Европу и несколько лет назад получила возможность применить свои знания, полученные в России. За пять лет существования нашего театра в Норвегии нами поставлено 7 спектаклей, не считая участия в некоторых совместных проектах с другими театрами. Все-таки работа на сцене должна удивлять, волновать, привлекать внимание зрителей. Поэтому всегда лучше думать о тех, кто придет на твой спектакль. В Новороссийске мы рассказали о жизни в Америке, о которой поведала всего лишь одна женщина. Получился рассказ вовсе не про эмиграцию, а о том, как важно не потерять себя в жизни при любых обстоятельствах.

Более категорично о современном театре высказался режиссер Тобольского драматического театра Валерий Медведев, считающий, что постановки многих театральных коллективов ведут к разрушению.

Его мысль развил режиссер геленджикского «Маленького ТеаТрика» Владимир Злобин:

— Сегодня можно привести множество примеров того, что на сцену рвутся все, кому не лень, а ставит спектакли не тот, кто более талантлив, а тот, у кого появились возможности осуществить такую постановку. Конечно, любой спектакль, тем более подготовленный для показа на фестивале, должен удивлять зрителя. Но если у него есть роли и исполнители, но нет оригинального творческого лица, то это сразу становится заметным, — уверен Злобин.

Можно позавидовать новороссийскому зрителю

Председатель Краснодарского отделения Союза театральных деятелей Российской федерации Анатолий Дробязко назвал сегодняшнюю театральную жизнь Кубани яркой и многогранной.

— Особенно радует, что в этом году все самое яркое и непредвиденное связано с Новороссийском, который уже второй раз становится театральной столицей целого региона. Хотя в нашем Краснодаре сегодня свои сценические постановки показывают шесть профессиональных театров и еще пять любительских, но на этот раз по-хорошему завидуешь именно новороссийскому зрителю, — сказал Анатолий Дробязко.

Кстати, во второй половине сентября на сцене Новороссийского театра пройдет краевой фестиваль любительских театров «Кубанские театральные встречи», так что у новороссийских театралов будет еще один шанс познакомиться и с этим пластом театрального творчества.

Главный организатор фестиваля «Театральная гавань», продюсер Максим Рейно признался на закрытии фестиваля, что поначалу было довольно страшно браться за организацию фестиваля, да еще в такой короткий срок. «Но по его завершению я убедился, что Новороссийску такой фестиваль нужен, — отметил Максим Рейно. — Есть надежда, что в городе-герое состоится и вторая „Театральная гавань“, и при выборе отдыха между Ибицей и Новороссийском предпочтение будет на стороне портового города, и одним из аргументов в этом может стать театральный фестиваль».

Стоит напомнить, что началу I Международного фестиваля «Театральная гавань» предшествовала одна памятная дата театральной жизни Новороссийска — день рождения новороссийского режиссера Владимира Амербекяна, долгие годы возглавлявшего Новороссийский народный театр. В следующем году ему исполнилось бы 90 лет со дня рождения. Известно, что в нашем драматическом театре уже готовятся к этой дате.


Евгений ЛАПИН.

 
Просмотров: 404

Новости
24.09.18
В Центральной городской библиотеке им. Э. Баллиона прошла презентация юбилейного, 50-го номера литературно-исторического морского журнала «Одиссей».
24.09.18
Решением президиума Российской академии художеств руководитель Новороссийского отделения Творческого Союза художников России Николай Джанян отмечен наградой РАХ «За вклад в развитие современного изобразительного искусства и создание в 2015-2017 годах серии живописных работ на тему «Жизнь кавказских народов».
24.09.18
Герою Советского Союза, летчику 7-го авиационного истребительного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота Леониду Севрюкову установили в Анапе мемориальную доску.
24.09.18
Двадцать второго  сентября, примерно в  19 часов, неустановленный водитель  при движении по ул. Жемчужной в п. Борисовке допустил наезд на пешехода, передвигавшегося вдоль проезжей части.
24.09.18
Определены победители конкурса дизайн-проектов «Многонациональный Новороссийск».
24.09.18
Российским сервером Tvil.ru по результатам опросов в соцсетях обнародован рейтинг городов-героев и городов воинской славы России, куда предпочитают отправиться туристы.
 













Copyright © ООО "Издательство "Новороссийский рабочий", 2014. Все права защищены. При использовании информации ссылка (для электронных ресурсов – активная) на источник обязательна. Использование фотоматериалов разрешается только с письменного разрешения редакции.

Разработка: spellsystems
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Яндекс.Метрика
Учредитель сайта — ООО «Издательство «Новороссийский рабочий»
Главный редактор – Бурлаков Владимир Михайлович.
Фактический адрес: г. Новороссийск, ул. Грибоедова, 16
Приёмная: (8617) 61-41-05, info@novorab.ru
Отдел рекламы: (8617) 61-43-40, reklama@novorab.ru